Аксиньинское сельское поселение

Объявление

Уважаемые форумчане и просто жители Аксиньинского сельского поселения! Добро пожаловать на сайт, который неофициальный, но будет стараться в полной мере отображать все, что происходит в нашей округе! Временный адрес https://aksinino.ucoz.net

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


Ступинское и Коломенское историческое краеведение

Сообщений 61 страница 90 из 302

61

Zchurin_ua написал(а):

Пруд недалеко от дома.

Да, это вполне, кстати. Ваши доводы имеют почву.
Плюс ко всему, близость пруда могла обеспечить эстетическое оформление территории около дома. Во многих подмосковных усадьбах это практиковалось. Например, усадебный дом в  Сенницах под Зарайском располагался прямо на горке, на обрыве, а под обрывом - большой искусственный пруд.
Ну, и ещё в пруду, который рядом с домом, колокола было удобно "топить"...  :D

62

T.Larina написал(а):

Ну, и ещё в пруду, который рядом с домом, колокола было удобно "топить".

Да, про это я у тебя уже читал.

63

Вот еще какая информация о храме в Троицком-Лобанове.  Читать здесь. http://temples.ru/card.php?ID=5689

64

Спасибо за ссылочку! Полезная, систематизированная информация о храме.

65

T.Larina написал(а):

Спасибо за ссылочку! Полезная, систематизированная информация о храме.

На этом же сайте много статей, в т.ч. и нашей Т. Лариной.

66

А вот три-четыре последние фотографии в вашем фотоотчете - это где Вы были?
Кстати, не забываем про фотовыставку!  :)

67

Zchurin_ua написал(а):

На этом же сайте много статей, в т.ч. и нашей Т. Лариной.

Надо будет узнать, что за сайт. :)

68

T.Larina написал(а):

А вот три-четыре последние фотографии в вашем фотоотчете - это где Вы были?

Все там же. Это здание стоит где-то около 100 м. от основного дома. Размещу фото этого дома впереди этих снимков. Для чего это здание с такой красивой кладкой было преданазначено, неизвестно. Это была одна из двух комнат первого этажа двухэтажного дома.

69

Памятники архитектуры Московской области, том 2, Москва,1975г.
Наверно все таки ошибка(про Блогушку), но церковь все таки Годуновского круга тут все верно. Я интересовался битвой междувойсками Истомы Пашкова и войсками Шуйского, некоторые историки переносят эту битву из Голочелова сюда. Вы этой темой не интересовались?

70

Владимир П написал(а):

Я интересовался битвой междувойсками Истомы Пашкова и войсками Шуйского, некоторые историки переносят эту битву из Голочелова сюда.

Да, Вы глубоко копнули.

71

Владимир П написал(а):

Я интересовался битвой междувойсками Истомы Пашкова и войсками Шуйского, некоторые историки переносят эту битву из Голочелова сюда. Вы этой темой не интересовались?

Да, лично я об этом слышала. Весьма  интересно. Но пока не проверю, не поверю. :)
Вы случаем не про этих историков говорите:(ссылку загрузить не удалось, см. на сервисе "Гугл книги" - ищите "Славянская энциклопедия: XVII век в 2-х томах" (автор: Владимир Вольфович Богуславский), стр. 456?
Отсюда мне известно про битву у с. Лобаново Домодедовского района. Там, вроде, как раз Истома Пашков и Кo тоже были. :)

Владимир П написал(а):

Памятники архитектуры Московской области, том 2, Москва,1975г.

Спасибо! Попробую поискать в сети. Занятная вещь, думаю.

72

Владимир П написал(а):

церковь все таки Годуновского круга тут все верно

Это да! Согласна на все 100! Мне кажется, "годуновщина" здесь прослеживается. И довольно чётко. Причем, не только фактически, но и стилистически: изящество, симметрия, относительная строгость, четкость и сбалансированность.

73

T.Larina написал(а):

Согласна на все 100!

Истина восторжествовала!

74

Нет не этих, кстати С.456 о И.Грозном, а имел я ввиду краеведов, которые ищут материальные подтверждения этой битвы.

75

Лирическое отступление, но все о том же – вот что писал современник тех событий:
«Яков Иванович Лобанов-Ростовский да Иван Андреевич Микулин ездили на разбой по Троицкой дороге к Красной Сосне разбивать осударевых мужиков с их великого князя казною, и тех мужиков они разбили и казну взяли себе и двух мужиков убили до смерти, и про то их воровство разыскивано, и по розыску он, князь Яков Лобанов-Ростовский, взят со двора и привезен был к красному крыльцу в простых санишках, и за то воровство учинено ему… наказание: бить кнутом в жилецком подклете, по упросу боярыни и мати кнг. Анны Никифоровны Лобановой. Да у него ж, князя Якова, отнять за его воровство бесповоротно 400 дворов крестьянских. А человека его калмыка да казначея за то воровство повесили»(Россию поднял на дыбы,т.1М.,1987,с.405). А князь Яков уже в 1694г. в потешных войсках Ромадановскаго капитаном в Преображенском полку и  по родословной числится 28 детей.

76

Владимир П написал(а):

«Яков Иванович Лобанов-Ростовский да Иван Андреевич Микулин ездили на разбой

Да уж...

77

Владимир П написал(а):

Нет не этих, кстати С.456 о И.Грозном, а имел я ввиду краеведов, которые ищут материальные подтверждения этой битвы.

И как? Находят?  :)

Владимир П написал(а):

«Яков Иванович Лобанов-Ростовский да Иван Андреевич Микулин ездили на разбой по Троицкой дороге к Красной Сосне разбивать осударевых мужиков с их великого князя казною, и тех мужиков они разбили и казну взяли себе и двух мужиков убили до смерти, и про то их воровство разыскивано, и по розыску он, князь Яков Лобанов-Ростовский, взят со двора и привезен был к красному крыльцу в простых санишках, и за то воровство учинено ему… наказание: бить кнутом в жилецком подклете, по упросу боярыни и мати кнг. Анны Никифоровны Лобановой. Да у него ж, князя Якова, отнять за его воровство бесповоротно 400 дворов крестьянских. А человека его калмыка да казначея за то воровство повесили»(Россию поднял на дыбы,т.1М.,1987,с.405). А князь Яков уже в 1694г. в потешных войсках Ромадановскаго капитаном в Преображенском полку и  по родословной числится 28 детей.

Интересный факт. Не гнушались, однако.

78

У Голочелово точно нет. В этой среде о богатых  находками местах, не говорят.

79

Владимир П написал(а):

У Голочелово точно нет. В этой среде о богатых  находками местах, не говорят.

А как же "голые чела" ("голые черепа") в Голочёлово? Или всё-таки были бои, но не те? :)

80

В 1843г. Иванчин-Писарев предположил 2 версии: 1. эту  2. и от голой высокой горы с которой видно все за 40 верст. 1-я прижилась. Скорее всего от имени прозвища Голочел. У Веселовского есть Иван Голочел Дмитриевич Морозов 1522г , от него Голочеловы. Морозовы- старинные коломенские помещики и вотчинники. Уже сын сын Ивана Голочела Борис Известен под своей новой фамилией Голочелов. Сын Бориса -Иван Борисович Голочелов в 1577г в Малинской волости в д.Бурцевой и Матюковой.
Кстати Бессоново от прозвища а не от бессонной битвы с татарами.

81

Владимир П., Какие познания, откуда? Это  хобби или профессия?

82

Владимир П написал(а):

Кстати Бессоново от прозвища а не от бессонной битвы с татарами.

Кстати, впервые услышала про версию происхождения топонима "Бессоново" вообще. Спасибо!

83

T.Larina написал(а):

впервые услышала про версию происхождения топонима "Бессоново" вообще.

Чего здесь только не услышишь. Кстати, сегодня я встречался на коротке с отцом Антонием, настоятелем Троице-Лобановым храмом. Впечатление произвел он на меня вполне приятное. Договорились о совместной работе по реставрации усадьбы. Если есть желающие принять участие, пишите, звоните. Помощь нужна всякая.

84

Хобби - металлоискатель,а это все в процессе находится.

85

Кстати между Чиркиным и Щербининым, указывается курган Кокуй, на берегу реки размываемый водой. Так и не смог определить.

86

ЖЗЛ
На родине шута Балакирева.
Его имя уже стало нарицательным, наполовину заросшим легендами, преданиями, байками...
Кто-то не верит в то, что "известный остряк" (по выражению Н.Д. Иванчина-Писарева), веселивший императора - самодержца Петра I, а затем и его вдову, Екатерину I приступившую к власти после дворцового переворота 1725 г.- вполне реальное лицо.
Шутовская деятельность Ивана Балакирева за несколько столетий в народе приобрела оттенок притчи, наставления, поучения. Да что тут говорить: шут Балакирев популярен в народе и расплачивается за свою популярность по сей день, представляясь почти мифическим персонажем. Московский театр Ленком"  поставил спектакль "Шут Балакирев", сценарий к которому написал известный драматург Григорий Горин.
Однако Иван Алексеевич Балакирев существовал на самом деле, был фигурой вполне реальной и осязаемой. Правда, по мнению авторов работы "Царский шут Балакирев. Его проделки и забавы" (Л.: Лениздат, 1990. – 192 с.), все его проделки - ни что иное, как сказка, сложенная намного позже, после его смерти, в 30-х гг. XIX в., на основе различных немецких рассказов о похождениях средневековых шутов.
Предоставим слово литературе:
" "Анекдоты" ("Анекдоты о шуте Балакиреве") появились в 1830-х годах, и исследователи считают, что в основу их положен сборник немецких рассказов о проделках средневековых шутов. Сборник имел широкое хождение в Европе и был переведен на русский язык еще в конце XV11I века, однако новую жизнь в России он получил после того, как какой-то ловкий литератор переписал "Анекдоты", введя в них некоторые реалии петровской (точнее — российской) действительности и связав "Анекдоты" с именем Балакирева. В той среде, которую ныне принято называть «широкими читательскими массами», "Анекдоты" пользовались огромной популярностью <...>"
Профессией Балакирева было шутовство. Это был придворный шут.
Иван Алексеевич Балакирев родился на рубеже двух столетий, в 1699 г., в деревне Балакиревка Маковского стана Коломенского уезда (Н.Д. Иванчин-Писарев).
Ныне локализовать этот населенный пункт нельзя, так как он, по всей видимости, "слился" с селом Троице-Голочелово (или пропал, что тоже может быть).
Селение маленькое, не упомянуто ни в "Писцовых книгах Московского государства" XVI в., ни в документах конца XVIII в.
Однако историк-краевед К. В. Кожемякин отметил деревню на своей карте XVII в. Видимо, она существовала не так долго, по крайней мере, в самостоятельном виде. Данные исследователя указывают на сей факт: он датуриет существование Балакиревки на указанной карте XVII - XVIII вв.
Ссылка на карту.
Н. Д. Иванчин-Писарев в XIX в. ещё застал деревню: "Близ самой усадьбы Троицкаго (Троице-Голочелово - прим. T.L.) находится деревня Балакеревка..."
Тем не менее, в окрестностях нынешнего Голочелово, а, возможно, формально и прямо уже на его территории, в 1699 году родился императорский шут - Балакирев.
Происхождения он был дворянского, род довольно древний - известен с XVI в. как "осевший в Рязанском княжестве". Одна из версий происхождения фамилии "Балакирев": "упрямый ребенок" (пер. с татарск.  - "Бала" и "кире"). Сам Иван Алексеевич Балакирев был из костромской ветви данного рода; конец жизни, к слову сказать, он и провёл в своих костромских владениях.
Недорослем был направлен в престижный Преображенский полк в 1715 году, обучаясь инженерскому искусству, а в 1719 году был приставлен к царскому двору в качестве ездового супруги Петра I Екатерины I (урожденная Марта Скавронская), где нашёл нужный подход, укрепив связь с  В. И. Монсом (кстати, сестра В. Монса, Анна, была фавориткой Петра Великого, в то время как сам Виллим являлся фаворитом супруги первого российского императора - не правда ли, забавные нравы были при дворе?), являясь посредником между императрицей и её любовником.
Увы, настал момент, когда Иван Алексеевич поплатился за такую свою деятельность: Петр I, прознав о происходящем, приказал Балакирева побить батогами и сослать на три года в Рогервик. Виллима Монса же казнили потом за взяточничество (формальный повод, естественно) в 1724 г. отсечением головы.
Опала петровского шута продолжалась до смерти императора Петра I и, соответственно, воцарения его вдовы - Екатерины I. Та, естественно, не могла забыть оказанные ей услуги Балакиревым в качестве рассыльного, поэтому вернула Ивана Алексеевича из ссылки, пожаловала чин прапорщика Преображенского полка и приблизила к своему двору, где он играл роль официального шута.
Следующая императрица  - Анна Иоанновна - окончательно зачислила И. А. Балакирева в ряды своих многочисленных шутов. Надо сказать, Анна Иоанновна любила различные увеселения, порой жестокие, держала при себе множество карликов, шутов, "дураков" и т.д.  Увеселения могли быть действительно жестокими (подробнее почитать о времени царствования этой императрицы, в том числе, и о её причудах, можно в историческом романе писателя И. Лажечникова "Ледяной дом"). Иван Алексеевич отказался принимать участие в одном из них, за что был наказан фаворитом царицы, герцогом Курляндии Бироном, через избиение. Балакиреву посчастливилось: он сумел каким-то образом выйти из Тайной канцелярии - особого и довольно страшного органа, судя по названию - живым и невредимым, даже после обвинения в оскорблении самой императрицы.
И вот, в 1740 году шут, можно сказать, бежал от царского двора, испросив разрешение у императрицы уехать в свои костромские деревни. Где и прожил остаток своей жизни.
И. А Балакирев скончался в 1763 году.

87

Могу добавить, я читал, что он родился в семье костромского дворянина, что кстати логичнее.

88

Владимир П написал(а):

Могу добавить, я читал, что он родился в семье костромского дворянина, что кстати логичнее.

Источник? Я свой источник указала. Сей факт опёрла на данные Н.Д. Иванчина-Писарева, краеведа Кожемякина. Ещё были источники. Придумала не сама. Планирую ещё проконсультироваться по этому поводу со знающими людьми.
Сама задумывалась о том, чтобы оспорить факт рождения Балакирева у нас. Но есть источники, которые говорят об обратном.

89

100 великих загадок истории русской истории, М Вече 2008год, а не знаете источник версии про герб города Коломны из Городищенской церкви Иоанна Предтечи? Откуда эта версия?

90

Спасибо за приведенный источник!
Мои источники: "Коломна. Пути исторического развития города", О. Булич (1929 г.).
Но, кстати, до сих пор существуют разночтения  этой версии: в другом источнике, авторов Г. К. Вагнера и С. В. Чугунова ( "По Оке от Коломны до Мурома"), высказывается мнение, что "единорог" - это не герб суздальских князей, а как раз московский.
Кто-то из исследователей (Б.Л. Альтшуллер) вообще считает, что изображен не единорог.
Н. Д. Иванчин-Писарев ("Прогулка по древнему Коломенскому уезду") тоже приложил свою руку: считал, что начертание «дракона» принадлежало татаро-монголам, оставившим его «в память их владычества на стене храма каменного…». Красиво. Легенда.
P.S. Перед всеми вновь извиняюсь за довольно длительное молчание. Войдите и в моё положение: скоро у меня начнется "горячая пора"...  :)


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


создать форум