Аксиньинское сельское поселение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


Ступинское и Коломенское историческое краеведение

Сообщений 271 страница 300 из 302

271

Я премного благодарен Вам за такие сведения.  А как искать эти книги? Можете раскрыть этот секрет?

272

Zchurin_ua
В сети масса ссылок на эти книги (их три: Указатель и Отделения 1 и 2).

К примеру,
На стр http://starieknigi.info/liter/K.htm
Калачов Н.В. Писцовые книги XVI века.
[21.10.2009] Отделение 1. Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. 1872. (RSL)  pdf  (60,7 Mb)
[21.10.2009] Отделение 2. Местности губерний Ярославской, Тверской, Витебской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской. 1877. (RSL)  pdf  (110,1 Mb)

Но есть и во многих других местах. И более короткие, и полее качественные, но объёмные варианты...
Отделение 1, например: ftp://kubar.ru/Books/_piscovie_knigi_xvi_veka_1.rar

А Указатель к ним (Писцовыя книги издаваемыя Императорскимъ Русскимъ Географическимъ обществомъ. Часть 1. Указатель. 1895)
я, кажется, скачивал тут
http://mirknig.com/2012/12/30/piscovye- … zatel.html

Надо быть настойчивее и всё найдётся :о)

Отредактировано Чубук (2014-01-12 21:11:08)

273

Там есть и про владение Пожарскими селом Лукерьиным (где-то выше интересовались этим)
http://s6.uploads.ru/t/hwEAa.jpg
http://s7.uploads.ru/t/1dTAH.jpg
http://s7.uploads.ru/t/aRXDC.jpg

274

Спасибо большое. А вот у меня к Вам вопрос-просьба. А где можно посмотреть о Тамбовской области?

275

Zchurin_ua написал(а):

А где можно посмотреть о Тамбовской области?

Что именно? За какой период?

В любом случае, сначала упорный поиск Вам в руки (в Яндексе и Гугле),
дальше поиск по найденным названиям,
и наконец - в архивах...
В сети с каждым днём появляется всё больше сканов и оцифрованных сведений.

К примеру, кто-то уже опубликовал неплохую подборку по Козловскому уезду
http://zyzlikov.banned/t163-topic#928

Отредактировано Чубук (2014-01-18 15:59:52)

276

Рад быстрому реагированию. Меня там интересует история с. Пичаево и Заречье Пичаевского района. Постараюсь поискать сам. Если не получится, обращусь за помощью.

277

Здравствуйте!Может быть есть ещё какая-нибудь информация о селе Фёдоровском? Вот всё ,что нашла в интернете.
Фёдоровское было вотчиной Марфы Шереметьвой и её дочери Аксиньи в начале 16 века.На их средства была построена церковь в 1754 году.
В 1862 г село Фёдоровское унаследовала от отца Каролина Карловна Павлова (урождённая Яниш) — русская поэтесса.

http://s9.uploads.ru/t/BupZw.jpg
В центре села стоит красное кирпичное служебное здание,построенное в 19 веке.Но для чего оно служило мнение расходятся.Кто говорит,что это остатки от конюшни,кто-то что барский дом.Ещё ходят слухи,что в 30х годах половина села сгорело.И жители из сгоревших домов переехали в Новосёлки.\

Отредактировано Юлька94 (2014-02-02 19:12:42)

278

Вы подняли интересную тему. Я тоже интересовался этим зданием, заходил внутрь. Интересная архитектура.  Может все же кто еще прольет свет на историю с.Федоровское?

279

А собственно говоря, кому же сейчас это здание принадлежит?

280

Честно говоря не знаю. Раньше можно было действительно в него зайти, но потом его огородили вместе с участком.

281

Значит есть заинтересованный человек!????

282

ФОРУМ МОЛЧИТ! Все смотрят ОЛИМПИАДУ!
Просматривая интернет, меня заинтересовала информация о купце Андриане Павловиче Власове - попечителе земского училища в Петрищеве (см. этот форум от 2013-01-06 - T.Larina)

Дополнительная информация о династии заводчиков Власовых:
Андриан Павлович Власов был родом из д.Чернышова Липитинской вол. Серпуховского уезда. Родился в крестьянской семье в 1861 году. Приходская церковь находилась в 4-х верстах в селе Ивановское. В 1869г. в д.Чернышово было две бумажно-ткацкие фабрики и один общественный магазин. Школы в деревне не было. В деревне было 45 дворов. Проживало - 154 мужчин и 145 женщин. Грамотных - 53 муж. и 3 жен. Отец Андриана Власова - Павел Власов (р.1817г.) стал купцом в Москве в 1876 году. У Павла Власова было 12 детей. Павел Власов открыл свой первый изразцовый завод в 1853 году в д.Шелепиха Московского уезда, где работало всего 15 мужчин и вырабатывалось 25000 шт. изразцов. А.П.Власов продолжил семейное дело, организованное отцом в 1882г. в Черногрязской слободе за Трехгорной заставой. На заводе у Андриана Власова работало до 65 чел. Для производства белых глазурованных изразцов использовался только ручной труд.
Внуки Павла Власова (дети первого сына Самойла) - Василий (р.1868г.) и Иван (р.1870г.) продолжили дело своего деда на заводе, открытом еще в 1875 г. у Краснохолмского моста в Таганке, где работало до 68 чел. В 1900г. братья организовали на Даниловке в Москве уже механизированное производство изразцов, где работало до 90 чел. Для механизации тяжелых операций на заводе был установлен 20-ти сильный нефтяной двигатель с трансмиссией. В 1908г. к заводу была проложена железно-дорожная ветка от Павелецкой ж.д. Рабочие проживали на территории завода в домах, рассчитанные для семейных и неженатых. Семейные рабочие проживали в просторных 3-х и 4-х комнатных квартирах. В 1917г. все заводы Власовых были национализированы.
Продукция, выпускаемая на заводах Власовых пользовалась повышенным спросом не только у москвичей. Изразцы неоднократно выставлялись на выставках и торговых ярмарках, о чем свидетельствуют оттиски медалей с внутренней стороны еще сохранившихся изразцов. 

Очень интересуют ответы на вопросы:
- Где были организованы и уже работали гончарно-изразцовые производства в Серпуховском уезде с середины 19 в. и до начала 20 века?
- Что еще известно о купцах династии Власовых?
- Где подробнее можно прочитать о попечительстве Андриана Павловича Власова?
- Сохранились ли еще где-либо белые изразцовые печи? (целые! хотя бы фото!)

283

Евгений15 написал(а):

Очень интересуют ответы на вопросы:
- Где были организованы и уже работали гончарно-изразцовые производства в Серпуховском уезде с середины 19 в. и до начала 20 века?
- Что еще известно о купцах династии Власовых?
- Где подробнее можно прочитать о попечительстве Андриана Павловича Власова?
- Сохранились ли еще где-либо белые изразцовые печи? (целые! хотя бы фото!)
Профиль

Вопросы интересные. Недалеко от военного городка Мещерино-1 было когда-то д.Антушиха (Интюшиха). Так вот там я находил белые изразцы. По всей вероятности зажиточные люди здесь проживали. Хочется попросить Татьяну Ларину ответить на Ваши вопросы.

284

Где же МОДЕРАТОР?

Все еще интересуют ответы на мои вопросы.

285

Евгений, наверное Татьяна очень занята. Постараюсь связаться с ней по социальным сетям.

286

Юлька94 написал(а):

Здравствуйте!Может быть есть ещё какая-нибудь информация о селе Фёдоровском? Вот всё ,что нашла в интернете.
Фёдоровское было вотчиной Марфы Шереметьвой и её дочери Аксиньи в начале 16 века.На их средства была построена церковь в 1754 году.
В 1862 г село Фёдоровское унаследовала от отца Каролина Карловна Павлова (урождённая Яниш) — русская поэтесса.

http://s9.uploads.ru/t/BupZw.jpg
В центре села стоит красное кирпичное служебное здание,построенное в 19 веке.Но для чего оно служило мнение расходятся.Кто говорит,что это остатки от конюшни,кто-то что барский дом.Ещё ходят слухи,что в 30х годах половина села сгорело.И жители из сгоревших домов переехали в Новосёлки.\


Да, когда была в Федоровском, тоже заинтересовалась этим вопросом - уж очень интересное здание.

Zchurin_ua написал(а):

Евгений, наверное Татьяна очень занята. Постараюсь связаться с ней по социальным сетям.

Прошу прощения за долгое молчание. Действительно была занята - забросила все проекты и изыскания. Но нужно возвращаться к жизни. С удовольствием отвечу на все вопросы.

287

Евгений15 написал(а):

- Где были организованы и уже работали гончарно-изразцовые производства в Серпуховском уезде с середины 19 в. и до начала 20 века?

По данным на 70-е гг. XIX в. в Серпуховском уезде открывалось немало производств, связанных с фарфором - например, предприятие, специализирующееся на росписи красками и позолотой по фарфору, поставляющегося преимущественно из села Гжель Богородского уезда, было открыто крестьянами братьями Козловыми в селе Хатунь.
В Серпуховском уезде преобладали ситценабивные, бумаго-прядильные и кирпичные фабрики и заводы. Лишь в г. Серпухове было два кирпичных и гончарных завода - И. И. Кулькова (1889 г.) и К. А. Загряжской (1827 г.).
Поэтому гончарное производство в уезде было представлено не вполне широко, однако, всё же было представлено изразцовым гончарным заводом П. П. Ватутина в селе Липитино.

Евгений15 написал(а):

- Что еще известно о купцах династии Власовых?

Некоторую достоверную информацию о купцах Власовых 2-й гильдии удалось найти в 1892 г.:

Власов Павел, 73 л., крест. в куп. состоит с 1876 г. Жит. Рог. ч., 3 уч., в соб. д., Большие Каменщики. Имеет гончарное заведение Рогож. ч., на краснохолмском мосту в д. Лежнева. - 5.

Власов Андриан Павлович, 29 л., кр., в куп. состоит с 1892 г. Жит. Рогож. ч., 3 уч., в Бол. Каменщиках, д. Власова. Торг. гончарными товарами той же ч. и уч. Краснохолмского моста во влад. Лежнева.

Павел Власов - отец попечителя Андриана Власова - имел отчество Власович, поэтому вполне возможно, что купец второй гильдии Власов Петр Власович является его родным братом.
Вот что упомянуто о нем:

Власов Петр Власович, 61 г., в куп. состоит со 2 пол. 1880 г. Содержит трактир. заведение. Леф. ч., 2 уч., в соб. д. Жит. там же. У него сын Алексей 15 л. и Петр 8, 5 лет - 4.

Евгений15 написал(а):

- Где подробнее можно прочитать о попечительстве Андриана Павловича Власова?

Власовы были родом из Серпуховского уезда, поэтому неудивительно, что успешный купец Андриан Власов стал попечителем земского училища именно здесь. Думаю, какую-то информацию об этой сфере деятельности Власова можно найти в Журналах уездного земского собрания и других подобных отчетных документов серпуховского земства.

Евгений15 написал(а):

- Сохранились ли еще где-либо белые изразцовые печи? (целые! хотя бы фото!)

Где-то явно сохранились. Здесь, конечно, нужно уже всерьез попутешествовать по селам и городам.
Видела такую печь в Калужской области, в усадьбе Толстых и Хитрово Истомино, в 2011 г. Попала внутрь туда случайно, мне просто повезло: усадебный дом в то лето готовили к тому, чтобы обустроить здесь спортшколу (до этого была обычная школа). Доброжелательная женщина пустила в дом погулять. Там и увидела такие изразцы. Честно говоря, не знаю, производства ли Власовых, но тем не менее:
http://sb.uploads.ru/t/mcei4.jpg
http://sa.uploads.ru/t/ZcfmK.jpg

288

T.Larina
А о Фёдоровском ничего не сможете добавить?)

289

Юлька94 написал(а):

T.Larina
А о Фёдоровском ничего не сможете добавить?)

Давно хотела написать о нем статью, материал, в принципе, уже есть. Осталось только систематизировать.  8-)

290

Старинное село Федоровское, располагающееся ныне в Аксиньинском сельском поселении Ступинского района, впервые упоминается в документах второй половины XVI в. Так, можно встретить такую запись от 1577 г.:

«За Марфою за Семеновскою женою Василия Шереметева да за ее дочерью за Оксиньею  старая их вотчина: Федоровское, на речке на Северке, а в ней церковь Николая Чудотворца  да предел Олексея митрополита да другой предел Фрола и Лавра, древяна, на каменное дело: пашни сер. земли 45 четьи, да пер. 208 четьи, да пер. же и лесом поросло  20 четьи, сена по речке по Северке и по врагом полтретьяста коп., лесу рощи полторы дес.».

Село находилось в те времена в Большом Микулином стане — крупнейшей административно-территориальной единице Коломенского уезда. Как видно из этой записи, это была вотчина Шереметевых, передающаяся на протяжении многих лет от поколения к поколению. В состав этой вотчины входила и деревня Зевалово. Кстати говоря, такими же старинными вотчинами бояр Шереметевых были и соседние Чиркино, Щербинино и Мещерино.
В эпоху генерального межевания дворянских земель, которую провела Екатерина II, село Федоровское значилось так:

«Федоровское, село Коломенского уезда, Большого Микулина стана, владение лейб-гвардии поручика Александра Алексеевича Шереметева,  межевал 20 мая 1768 года. Ваксель.».

В тот момент в селе насчитывалось 119 душ, что являлось достаточно внушительной цифрой.
Совсем рядом с селом находилась усадьба Шереметевых — Мещерино, а на другом берегу реки Северки располагался дворянский скотный двор.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=63&filename=%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5.jpg
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=64&filename=%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+2.jpg
Обширное описание села Федоровского оставил Н. Д. Иванчин-Писарев — коломенский дворянин, издавший в 1844 г.  краеведческий труд по Коломенскому уезду - «Прогулку по древнему Коломенскому уезду».
Вот что писал Николай Дмитриевич о Федоровском, его владельцах и храмах:

«Село Федоровское, на речке Северке (на следимом пути (повествование автора построено на путешествии по крупным дорогам, поэтому все села описываются относительно дороги — Прим.)). Это отчина  знаменитого боярина Федора Ивановича Шереметева. Приятно русскому увидеть место, где отдыхал от трудов, думных и ратных, вельможа верный среди крамол междуцарствия, воевода неустрашимый, славный поборник Скопину-Шуйскому и Пожарскому, призватель на царство юного избранника Божия, Михаила (царя Михаила Федорова Романова — Прим.); боярин-миротворец при Деулине и Поляновке, заставивший Владислава отказаться от титула Московского государя и тем упрочивший независимость России, тогда одно из всех благ ей возможных.
В некотором расстоянии от храмов и слобод видно место, где стоял дом Федора Ивановича, на горе, еще слывущей Федоровской горою. Она возвышается над Северкою, обрытая полукружным валом. Дом, по основным признакам, стоял на 25 саженях. С этого красивого места взор обнимает многие села Шереметевых, которыми любовался доблестный боярин, как достоянием, добытым кровию предков, утвержденным подвигами сверстников-однородцев и его собственными. Есть признаки расположения сельских слобод, которые выстроены пред боярским домом: старинные владельцы не заслоняли их парками и английскими садами, но любили всегда смотреть на своих детей—прироженцев (слободы переселены после, бывши подмыты Северкою), Достигнув маститой старости, пережив царя Михаила, и, утружденный жизнию, столь бурною, он оставил чертоги юного царя Алексия, престольщий граж и свои красные села, оставил сына, прах супруги, почившей в московском Новоспасском монастыре — пошел в Кириллобелозерскую обитель, где, устроив серебряную раку святому Угоднику, скончал дни в одежде инока.
Но должно думать, что этот нагорный дом был вторым, построенный на красивом месте только для временного пребывания летом; ибо следы двух древних церквей и нынешняя находятся  по сю сторону речки; а богомольные бояре прежних времен любили жить подле самых храмов. Один из них стоял в саду, — и так главный древний дом предков был там, где теперь средоточие села. Гора могла быть любимым местом Федора Ивановича; слободы могли быть выселены к самой ее подошве, против нового дома, а после, за неудобством от разлитий речки, опять переселились на коренное место.
Первобытный Николаевский храм был деревянным и стоял в двадцати шагах от нынешнего каменного; знаки его существования видны и поныне: крест с каменным подножием, означающий место бывшего престола. На месте, где была трапеза, врастает в землю надгробный камень: здесь, по сказанию стариков, похоронен верный слуга Федора Ивановича, его спутник в боях и странствиях. Отходя в дальнюю обитель и прощаясь со своим старым домочадцем, он заповедал сыну здесь похоронить его. 
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=68&t=1&filename=P1060042.JPG
С особенным чувством я посетил Николаевский храм, построенный в 1754 году двоюродным правнуком старого владельца, Алекс. Фед. Шереметевым: в нем стоит икона Богоматери Федоровская, которая в 1613 году сопутствовала боярину из Костромы, когда он вел к трону предка наших монархов. Она списана по его усердию с древней, явившейся там в XIII столетии и стоящей в соборном храме Федора Стратилата. Икона украшена им великолепно: вся унизана крупным жемчугом и драгоценными камнями. У правого клироса стоит второй список с этой костромской иконы. Он так же богато украшен, - и вот о нем сказание, найденное между старыми записками:
«В лето 1611, князь Дмитрий Михайлович Пожарский пришед в Кострому во время народного там бунта, спас от смерти воеводу, Ивана Шереметева, выбрал другого и утишил бунт.  Воевода иван Шереметев положил обет пред чудотворным образом Федоровской Божией матери, молебствовать ему, и, по отпетии и совершении Господу и чудотворной Матери Божией молебствия о здравии и спасании своей жизни, повелел с той святой иконы списать такую же, и, украсив жемчугом и драгоценным каменьем, благословив оною иконою боярина Федора Ивановича; сей в 1613 году пришед с иконою Федоровския Божией Матери, построил деревянный домовый храм во имя Св. Николая».   
Есть важная святыня: в иконостате, над первою из федоровских, стоит икона Успения Богоматери, писаная на золоте греческими художниками или нашими древнейшими подражателями. Есть предание, что она кисти знаменитого Андрея Рублева, коего произведения были драгоценностью иконохранилищ царских. Она украшена богатою золотою ризою и каменьями, с вложенными в ея дску многими частицами святых мощей, которые помещены во гробе усопшей Богоматери. Рисунок изящный; тоны колеров  удивительно сохранились. Эта икона была благословением от царя Алексея Михайловича сыну боярина Алексею Федоровичу, при вступлении его в брак (он умер бездетен. См. Бархатную книгу).
В храме много напоминающего о вкладах прямо боярских; кроме богатейших украшений трех упомянутых икон, жемчуги и яхонты других также достойны внимания. Таковы иконы: тихвинская, две Знамения, из которых одна писана согласнее с Прологом, повествующем о самом явлении на Новгородской Ильине улице; но обе письма древнего новгородского, и чудотворца Николая, в житии, с 15-ю богато украшенными венцами. Напрестольные крестя с многими мощами; Евангелие с жемчужною звездою на листах, печатанное в 1676 году; напрестольный ковчег для хранения Святых Даров, большой серебряный; ризы, унизанные жемчугом и с орлами на оплечьях; Дарохранильница резная кипарисная, вклад боярина Фед. Ивановича. Она изображает Распятие с предстоящими Богоматерию и Св. Иоанном в окружении из виноградных лоз: искусство не только в отделке, но и в самом выражении делает этот предмет весьма замечательным; паникадило или люстра, вся из настоящего кристалла, под нею строфокомилово яйцо: эта редкая люстра перешла из первобытного Николаевского храма.
Люблю смотреть на иконы и утварь сельских храмов: они, более городских избегли нашествий врагов и поновителей.
Неизвестно, от имени ли боярина владельца, или от иконы Богоматери Федоровской произошло название села и его усадебной горы. Вернее можно полагать последнее; ибо усердие к подлинной столь было слито с тогдашними событиями царства, что и возвращенный из плена отец царя, Филарет Никитич, основал в честь ее Московскую (ныне упраздненную) обитель. От нее шел князь Пожарский на дело святое, провожаемый всеми жителями Костромы, «от мала до велика, с благословениями». Она, вместе с Святынею московской, была износима в Ипатьевскую обитель, когда Шереметев, Феодорит и Палицин склоняли великую старицу Марфу дать на царство сына. Список с нее, моления царя Михаила, еще стоит в его Ипатьевской келии. Шереметев, в 1609 году освободивший Кострому от Лисовского, мог, еще с того времени, особенно ей усердствовать и обетно снять этот список, чтобы поставить его в храме своей отчины.
Здесь была еще каменная церковь во имя Успения Божией матери (вероятно построенная сыном боярина, Алексием, в честь иконы царского благословения). Она разобрана, в 1806 году, для построения колокольни; а многовековый липовый сад, в котором она стояла, недавно вырублен.
Это село перешед, по приданству, от Шереметевых к Жеребцовым, впоследствии поступило чрез продажу во владение почтенного старца, Карл. Ив. Яниша».

Далее Иванчин-Писарев пишет о том, что:

«Село Федоропское перешло от Жеребцовых сперва к Ив. Ник. Янишу, отцу упомянутого, похороненному в трапезе здешнего храма. Полноверна и утешительна надпись на его камне: «Всем бо, яко пренасущен есть, иже имать искупити мя».

Карл Иванович Яниш (1776-1854), купивший у Шереметевых село Федоровское, состоял в звании статского советника. В его владение Федоровское перешло в 1843 г. Личность Карла Ивановича заслуживает внимания, поскольку это был не только выдающийся врач, но и ученый, профессор естественной химии и первый проректор Ярославского Демидовского училища высших наук.
По происхождению он был из «дворян лютеранского закона». В 1801 году получил право стать ординатором в палатах главного московского военного госпиталя. А уже через 3 года, в возрасте 29 лет, Карл Иванович был назначен адъюнктом философского факультета Московского университета, чуть позже — профессором в Демидовское училище.
Он немало сделал для развития медицинской науки и практики.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=65&t=1&filename=%D0%AF%D0%BD%D0%B8%D1%88%2C+%D0%9A.+%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2.jpg
Дочь Карла Ивановича — Каролина Карловна  Павлова (Яниш) (1807—1893) — была известной поэтессой пушкинского времени и имела литературный салон. Павлова — фамилия Каролины Ивановны по мужу. Вышла замуж поэтесса уже не будучи совсем молодой и, возможно, такую ситуацию спровоцировала несчастная любовь, которая случилась между ней и польским поэтом Адамом Мицкевичем, высланным в Москву за причастность к польскому освободительному движению.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=66&t=1&filename=%D0%AF%D0%BD%D0%B8%D1%88+%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg
Молодые люди готовы были пожениться, но свое веское слово высказала семья Янишей, поэтому свадьба не сложилась.
Возвращаясь к повествованию о селе Фёдоровском, хочется отметить, что в Списке населенных мест от 1859 г. Федоровское упоминается еще и как Кобяково. По числу жителей тогда село было достаточно крупным: 252 души мужского пола и 275 — женского.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=67&filename=%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+3.jpg
После административной реформы и деления губерний на полицейские станы и волости, село Федоровское вошло в Мещеринскую волость. По данным на 1894 г. во всей волости по числу дворов оно было одним из самых крупных — имело 87 дворов (100 — в Аксиньино, 80 — в Зевалово). В селе было 3 мелкоторговых лавки, а также церковно-приходская школа при Никольском храме. В 1900 г. о. Николаев выбыл, и на его место в качестве законоучителя пришел о. Николай Страхов.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=69&t=1&filename=P1060044.JPG
Среди промыслов в Федосьино процветало ткачество бумажной сарпинки. Так, в Ежегоднике по Московской губернии за 1903 год, корреспондент сообщает, что в Мещеринской волости Коломенского уезда «женщины ткут бумажную сарпинку (пестрежку) и получают плату с отреза, т. е. с целого куска в 40-50 аршин, причем средний их дневной заработок равняется 60-70 коп.».
Сарпинку производили как раз на двух бумаготкацких фабриках в Федоровском — крестьянина В. У.  Добрынина (основана в 1872 г.) и М. И. Зарубина (основана в 1870 г.). На первой фабрике было оборудовано 16 ткацких станов, а на фабрике Зарубина — 9. В месяц же сотрудницы получали зарплату около 4 рублей.
Основной достопримечательностью села является храм св. Николая Мирликийского, который построен в 1754 г. тщанием А. Ф. Шереметева. На его месте и ранее был деревянный храм, а также Успенский (см. информацию выше, в цитате от Н.Д. Иванчина-Писарева).
Колокольня возведена чуть позже - на рубеже XVIII и XIX веков. Для ее строительства была разобрана Успенская церковь, находящаяся рядом, а в Никольском храме были освящены два придела - Федоровский и Успенский (1898-1910 гг.). В 1930-е гг., в годы лихолетья, этот храм был закрыт для верующих.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=70&t=1&filename=P1060041.JPG
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=71&t=1&filename=P1060043.JPG
Отдельного внимания заслуживает кирпичное руинированное здание, располагающееся в непосредственной близости с Никольским храмом.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=72&t=1&filename=P1060046.JPG
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=73&t=1&filename=P1060047.JPG
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=74&t=1&filename=P1060049.JPG
Вид на здание из космоса:
Карта
Версий о том, что это может быть, несколько: это могут быть как остатки церковно-приходской школы, так и дом священника, так и остатки разобранного Успенского храма, так и остатки барского дома, так и остатки конюшни.
Представляется вполне вероятным, что по архитектуре этого здания можно считать, что это именно остатки церкви.
Об этом свидетельствуют:
- узкие окошки, не характерные для жилого здания и, уж тем более, приходской школы;
- сама форма строения - достаточно высокое, но не широкое;
- элементы украшения.
Тем не менее, с точностью нельзя утверждать то, что это именно храм либо любое из вышеперечисленных строений. Во всяком случае, для конюшни здание слишком помпезно. Версия о том, что это барский дом имеет право на жизнь, но, если судить по размерам остатков строения, то дом был не очень большой.
С приходом советской власти Фёдоровское стало центром сельсовета в Мещеринской волости Коломенского уезда, поскольку было всегда достаточно крупным селом. С 1929 по 1959 г. Фёдоровское входило в Малинский район Московской области, а затем - в Ступинский район.

291

Ничего себе, сколько информации! Татьяна, спасибо большое вам

292

Не за что. Я старалась)).

293

T.Larina написал(а):

Да, когда была в Федоровском, тоже заинтересовалась этим вопросом - уж очень интересное здание.

Прошу прощения за долгое молчание. Действительно была занята - забросила все проекты и изыскания. Но нужно возвращаться к жизни. С удовольствием отвечу на все вопросы.

Добрый день. Меня зовут Елена. Очень интересно узнать про фамилии Добрынины и Фокины. Все возможно связано с д. Федоровское. А насчет этого старого разбитого дома старики говорили . что это была или фабрика или красильня, т.к Бабушка моего мужа рпассказывала, что они там играли и брали различные лоскутки для кукол.

294

Татьяна огромное спасибо вам за информацию  :idea:

295

Добрый день Татьяна. А как Вы вышли на фамилию Добрынины, меня и мою семью это очень интересует.  Добрынины, по рассказам бабушки моего мужа, относится к деду моего мужа. Якобы это фамилия его матери (деда). очень хочется узнать больше о корнях. Где об этом можно почитать.

296

Ленок написал(а):

Где об этом можно почитать.

Совсем-совсем подробно о корнях можно узнать в РГАДА, в метрических книгах. Там может быть информация о тех людях, которые вас интересуют, особенно если Вам известны их имена. :rolleyes:

297

Здравствуйте!
Спасибо большое всем за проделанную огромную работу!
Очень хочу узнать подробно о деревне Нефедьево.
Там родились мои бабушки.
Если вдруг вам встречалась фамилия Трофимов - очень прошу поделиться
(недалеко от деревни есть лес, который в нашей семье называют "Трофимовский", возможно это как-то связано с моими предками)
Спасибо большое!

298

Наталия написал(а):

Здравствуйте!
Спасибо большое всем за проделанную огромную работу!
Очень хочу узнать подробно о деревне Нефедьево.
Там родились мои бабушки.
Если вдруг вам встречалась фамилия Трофимов - очень прошу поделиться
(недалеко от деревни есть лес, который в нашей семье называют "Трофимовский", возможно это как-то связано с моими предками)
Спасибо большое!

Наталия, большое спасибо за добрые слова. Но они полагаются только Татьяне Лариной! Это она у нас прекрасная мастерица. Попробую передать ей Вашу просьбу. А может кто из форумчан это сможет сделать? Пожалуйста помогите.

299

Владимир П написал(а):

Царевом погосте у Б. Алексеевского

Владимир П написал(а):

Ваше трудолюбие похвально. Добавлю от себя, в смутное время возле Б. Алексеевского, было довольно таки оживленно, так на Царевом погосте у Б. Алексеевского стоял стрелецкий полк полковника Ивана Елисеевича Циклера( позднее казненного Петром1). Считается, что весь полк был награжден Шуйским, золотыми чешуйками-копейками( награда того времени). Так вот и ищут их до сих пор на Царевом погосте, на моей памяти найдено две.

Предмет представленная вами,как копейка Шуйского,найдена не в Б.Алексеевском,а у Рогочёва и не копейка это,а деньга 
http://savepic.org/7056949m.jpg 
http://savepic.org/7052853m.jpg

300

Село Верховлянь располагается в Леонтьевском сельском поселении Ступинского района и находится на востоке района.
В "Писцовых книгах Московского государства" от 1577-1578 гг. село Верховлянь упоминается дважды: впервые — как жеребей Семена Овдулова, а затем как владение княжон вдовы Марии и ее дочери Анны Репниных.

"За Семеном Олексеевым сыном Овдулова... . За Семеном же Богдановский жеребей Борзецова в с. в Верховлянех крестьян (sic) пашни сер. земли 30 четьи, да пер. 24 четьи, да пер. же лесом поросло 10 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по врагом 25 коп., лесу непашенного по врагом 3 дес.
<...>
За вдовою за княгинею Марьею за княжа Михайловою княгинею Репнина, да за дочерью за княжною Анною, а преж того было в государевых дворцовых селах: полсела Верховлян, вверх речки Осенки, а в нем церк. Рождество Пречистые, древена, клетцки: пашни сер. земли 20 четьи, да пер. 35 четьи, да пер. ж лесом поросло 5 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по рчк. и по врагом 20 коп., лесу непашенного 3 дес.".

Что касается происхождения названия села, то Е.М. Поспелов полагает, что оно восходит к старинному народному термину "верх", означавшему "овраг", "исток реки". Кроме того, исследователь считает, что, возможно, Верховлянь (встречается также упоминание о ней, как о "Верховлянах", "Верховляне") когда-то имела название "Верхи", "Верх", что оправдывается тем, что она расположена на оврагах верховья реки Осенки. Жителей деревни называли "верховляне" (живущие на верхах), отсюда, как рассуждает Е.М. Поспелов, пришло и название села.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=253&amp;t=1&amp;filename=x_f485dfb3.jpg
Село Верховлянь Ступинского района. Автор: В. Копытин.

По материалам генерального межевания XVIII в. о Верховляни можно встретить следующую запись:

"Верховляни, Большого Микулина стана, общее владение  двора ея императорскаго величества  действительного камергера князя Андрея Михайловича Белосельского жены Анны Федоровны, капитана Ивана и прапорщика Федора Андреевичей Авдуловых, порутчика Андрея Семеновича Констентинова, майора Степана Назаровича Телегина, майора Никиты Никитича Авдулова жены Аксиньи Артемовны, вдовы, помещицы Лукерьи Ивановны Арменниковой, порутчика Андрея Афонасьевича Авдулова, в споре, межевал 28 июня 1769 г. Лопатин".
В середине XIX в. село Верховлянь находилось уже во владении князя Николая Николаевича Гагарина. Население села тогда уже значительно выросло и составляло 114 душ мужчин и 164 женщин на 34 двора (Нистрем, 1852 г.).

По данным на 1862 г., в Верховляни проживало уже 142 души мужчин и 190 душ женщин с числом дворов 40.
Верховлянь находилась по левую сторону Малинского тракта — одного из крупнейших в Коломенском уезде, ведущего из уездного центра в село Малино.
После административной реформы, когда уезды поделили на станы, а станы — на волости, образовалась Верховлянская волость, которая входила в 3 стан и включала в себя (данные на 1912 г.) деревню и село Авдулово, деревни Васьково, Волково, Глинки, Дорки, деревни Захарово 1-е и 2-е, Коледино, Костомарово, Леонтьево, Лупаково (Лопаково) Малое и Большое, Марьинку, Медведево, Утенково, Орешково, Пасыкино, Покровку, Псарево, село Спасское.   
В 1894 г. население села составляло 67 мужчин, 65 женщин и 87 человек детей.
В Верховляни находились волостное правление (в 1890 г. волостной старшина Герасим Иванович Воробьев; в 1908 г. волостной старшина — Григорий Иванович Соболев, волостной писарь — Иван Павлович Баранов), квартира урядника и казенная винная лавка. Кроме того, здесь еще были трактир и мелкоторговая лавка. В 1912 г. в селе было 37 дворов.
Также Верховлянь была центром благочиния, в которое по состоянию на 1895 г. входило 14 церквей. В тот момент благочинным был о. Иоанн Лебедев.
В 1900 г. в Верховляни вновь открыта школа грамоты, учителем в которой был диакон Александр Арсениевич Садиков, однако, известно, что уже в 1908 г. в Верховляни этой школы не было (см. "Памятную книжку Московской губернии на 1908 год").
После революции 1917 г. образовалась Верховлянская волость с Верховлянским сельсоветом. В 1922 г. волость включала 9 сельсоветов (Больше-Лупаковский, Дорковский, Верховлянский, Захаровский, Колединский, Костомаровский, Леонтьевский, Марьино-Псаревский (в 1925 г. переименован в Псаревский, а в 1927 г. реорганизован в Марьинский), Пасыкинский.
После Гражданской войны в Верховляни (1925 г.) был пункт волостной милиции, изба-читальня, почтовое отделение, ЕПО и волостной исполком.
Верховлянь отнесли к Малинскому району Московской области, который в 1957 год вошел в состав укрупненного Ступинского района.
К истории Богородицерождественского храма с. Верховлянь.
Известно, что храм в с. Верховляни появился не раньше XVIII в. Изначально это была деревянная церковь, рядом с которой позднее, на рубеже XIX - XX вв., соорудили современный каменный храм. Так, 28 апреля 1871 г. в Святейший Синод были представлены сведения о строительстве церкви "в с. Верховляне Коломенской округи". 
В истории храма бывали разные священники. Бывали те, при которых приход развивался, расстраивались церкви, устраивались церковно-приходские школы (например, в случае с церковью в Авдулове), а бывали и такие, на кого прихожане жаловались. Так, в начале 1870-х гг. в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Верховлянь Коломенского уезда служил священник П. Остроумов, которого местные жители пожелали уволить "за оскорбительное отношение к ним, несвоевременное выполнение своих обязанностей".
Храм Рождества Пресвятой Богородицы работал до 1930-х гг., пока его попросту не превратили в сервис для ремонта тракторов. С этого момента и началось тотальное, сегодня (по состоянию на 2015 г.) дошедшее практически до своего апофеоза, разрушение святыни.

02.09.2016
Татьяна  Залата


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


создать свой форум бесплатно