Аксиньинское сельское поселение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


Ступинское и Коломенское историческое краеведение

Сообщений 301 страница 302 из 302

301

Мышенское

Название села восходит, по мнению Е.М. Поспелова, к личному имени "Мышка". Название "Мышенское", как и "Мышецкое", произошло от единого личного имени и изначально носило форму "Мышкино".
Этому подтверждение можно встретить и в первых записях о селе от 1627-1628 г., когда Мышенское ("Мыжецкое тож", "Мышково") упоминалось как "Мышкино". Эти записи касались Покровской церкви села:

"церковь Покрова Святей Богродицы в Мышкине, по окладу дана полтретья алтына, по наказу гривна".

Чуть позже, в 1646 г., в Переписных книгах Московского уезда (Хатунская волость была дворцовой и относилась к Московскому уезду, а не к Серпуховскому, как это было позже) о селе пишется так:

"Село Мышкино, на речке Меремежке, у церкви во дворе поп Родион Иванов, да в селе крестьян 19 дворов".

Хатунская волость, в составе которой было Мышенское, была дворцовой и принадлежала напрямую государству в лице царской фамилии.
Более подробное описание Покровской церкви в Мышецком дано в Писцовой книге Московского уезда (1677 г.):

"Село Мышенское, а Мышецкое тож, по обе стороны речки Меремежки, а в селе церковь во имя Пречистыя Богородицы древяна клецки, с трапезою около церкви с дву сторон паперть, на паперти лестницы. Церковь, трапеза и паперть крыты тесом. В церкви царския двери (царские врата — Прим.) сень и столбцы, местных образов по правую сторону царских дверей: образ Покрова Пресвятыя Богородицы в киоте, оклад серебреной басемной, золочен, два венца серебревых резных, золочены; по левую сторону царских дверей: образ Великомученицы Парасковеи, нарицуемыя Пятницы, в киоте, перед местными иконы свеча поставная, писана красками; над царскими дверьми деисусов 11 икон; перед деисусом паникадило медное о 12 шанданах, в олтаре на престоле евангелие печатное, оболочено бархатом червлетым, распятие и евангелисты медные; крест благословенной обложен серебром басемным, золоченым; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и цата серебреные, золочены, резные, оклад, серебреный, басемной, да прикладу два золотых, да денег 23 алт. 2 ден. Серебреных и золоченых, на той же цке на другой стороне образ Николая Чудотворца; на жертвеннике сосуды оловянные, укропник и кадило медное. Риза дороги красныя, оплечье отлас золотной; риза и стихарь полотняные, поручи, две патрахели отласныя. Книг: псалтирь с воследованием, минея общая с праздники, апостол, октоя на 8 гласов, две триоди — постная да цветная, псалтирь учебная, служебник и требник. - Да у той же церкви придел по имя Николая Чудотворца, а в пределе царския двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей: образ Николая Чудотворца в киоте, с житием, три венца серебреных резных, образ Пророка Илии; на престоле евангелие ветхое письменное; за престолом образ Пресвятой Богородицы Владимирския оклад и венцы серебреные, на другой стороне образ Николая Чудотворца. Пред церковью колокольница рубленая о шти углах, верх шатровой, на ней колокола, весу в них пуд с пять. У церкви во дворе поп Родион  Иванов, во дворе пономарь Левка Моисеев; церковной усадебной и огородной земли десятина без трети, пашни пахатной середней земли 10 чети, сена по обе стороны речки Меремежи 20 копен».  Известно, что в 1680 г. поп Родион Иванов умер.
1706 года, октября в 8 день, выдан антиминс, по благословенной грамоте в Московский уезд, в Хатунскую десятину, в село Мышинское, к церкви Покрова Богородицы".

По результатам генерального межевания земель, проведенного при императрице Екатерине II, о Мышинском имелась следующая запись (1769 г.,орфография сохранена):

"Хатунь, село Московского уезда, Замыцкого стана  с селами Починки, Каменищи, Мышинское, Вихорня, высочайшим указом  пожаловано  в вечное и потомственное владение графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому... . ...душ по 4-й ревизии, в селах: ... Мышенское 103/111 (мужского пола/женского пола — Прим.), церковь Покрова...".
Села Мышенского церковная земля внутри Хатунской волости церкви Покрова Пресвятой Богородицы межевал 6 октября 1769 г. Арнаутов".

http://stupinsky.ru/download/file.php?id=187&t=1&filename=3-3.jpg
С. Мышенское на Плане генерального межевания (1769)

Мышинское относилось к дворцовой Хатунской волости, которая на правах особого административно-территориального образования относилась не к Серпуховскому, а к Московскому уезду. Тем не менее, при административной реформе XIX в., Хатунскую волость всё же отнесли к Серпухову, и Мышенское, соответственно, вместе с ней.
Мышенское было достаточно крупным селом и неплохо развивалось благодаря тому, что неподалеку проходил проселочный тракт на Бронницы.
Так, по материалам от 1862 г., в Мышенском проходило две ярмарки, а также располагалась квартира станового пристава. Дворов в ту пору насчитывалось 54, лиц мужского пола - 262, женщин - 350.
http://stupinsky.ru/download/file.php?id=188&filename=1-%D0%A0.6+%D0%9B.6.jpg
Мышенское в 1860 году.

Отдельно следует сказать о ватных фабриках в Мышенском. Фабрика торгового дома Барляевых (братья Степан и Алексей Григорьевичи Барляевы) появилась в 1869 г. и  располагалась на землях, арендуемых у крестьян, на берегу реки Меремежки. Заведовал фабрикой Кирилл Алексеевич Барляев, по всей видимости, сын Алексея Григорьевича. Еще одна ватная фабрика братьев Барляевых была основана в 1890 г. при деревне Палихове Серпуховского уезда и заведовал ею уже сын Степана Григорьевича — Василий Степанович. Фабрика производила хлопковую вату. Вторая фабрика, одна из трех в Серпуховском уезде специализирующаяся на изготовлении хлопковой ваты (по данным на 1884 г.), также располагалась в Мышенском (основана в 1875 г.) и так же на арендуемой у крестьян земле. Владельцем второй фабрики был крестьянин В. Н. Шуьгин, по совместительству и попечитель Мышенского земского училища. Распределение производственных мощностей этих двух фабрик было примерно равным. Для сравнения достаточно привести следующую таблицу (по состоянию на 1884 г., Д. Е. Дементьев):
--------------------------------------------------------------------------
| Фабрика Барляевых      |   Фабрика В. Шульгина  |
--------------------------------------------------------------------------
| 1 паровая машина в      | 1 паровая машина в       |
| 10  ном. с. и 1 водяное | 15 ном. с. и 1 водяное   |
| колесо в 10 сил           | колесо в 8 сил              |
---------------------------------------------------------------------------
| 8 чесальных машин      | 9 чесальных машин        |
---------------------------------------------------------------------------
| 16 мужчин рабочих из  | 14 мужчин рабочих из     |
| уезда                         | уезда                             |
---------------------------------------------------------------------------
| 2 мужчин рабочих из    | 1 рабочий из других       |
| других уездов              | уездов                          |
---------------------------------------------------------------------------
| наибольшее число        | наибольшее число        |
| рабочих - 20                 |  рабочих - 16                 |
---------------------------------------------------------------------------
| наименьшее число        | наименьшее число        |
| рабочих - 18                 |  рабочих - 16                 |
----------------------------------------------------------------------------
| баня для рабочих          | -------                            |
----------------------------------------------------------------------------
| фабрика работает 11    | фабрика работает 12       |
| месяцев в году            | месяцев в году               |
----------------------------------------------------------------------------

По случаю престольного праздника — 1 октября по ст. стилю — были нерабочими днями 2 и 3 октября на обеих фабриках.
По состоянию на 1912 г., в Мышенском были ватная фабрика торгового дома Барляевых и земское училище. На рубеже XIX - XX законоучителем в этом училище был священник Василий Васильевич Боголепов, а учителем — Василий Петрович Богоявленский.
Он же был и законоучителем в церковно-приходской школе деревни Бекетово, прихода села Мышенского. Бекетовская школа была учреждена в августе 1887 года и располагалась в арендованном доме. В штате педагогов школы по состоянию на 1889 год, помимо законоучителя о. В. В. Боголепова, был учитель пения -  местный псаломщик Н. Беляев, а также учитель по остальным предметам — студент Московской семинарии С. Сарыевский. Попечителем церковно-приходской школы д. Бекетово была графиня М. В. Орлова-Давыдова, местная помещица и учредительницы богадельни.
Покровский храм в Мышенском издревле был деревянным, не раз переживая при этом поновление (одно из которых состоялось в 1800 г.). В конце XIX в. (1872 г.) деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Мышенском перестроили на каменную, которая и стоит в селе по сей день.
Сохранилась информация о разрешении строительных работ нового храма:

"...2)  Согласно прошению священно-церковнослужителей и прихожан Серпуховского уезда, Покровской, в селе Мышенском, церкви, с разрешения Московского епархиального начальства 22 мая сего 1870 г., дозволено им на церковную сумму, пожертвования прихожан и другие, имеющиеся в виду, средства построить в том селе новую каменную трехпрестольную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая. ..."
"Московские епархиальные ведомости, № 27 от 1870 г."

Однако освящение обновленного храма состоялось гораздо позже - лишь в 1895 году был освящен главный предел Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектурный стиль данного храма специалисты относят к эклектике, однако, полноценно о его красоте сейчас можно судить только по старинным фотографиям: после советского времени церковь пришла в полное запустение. Покровская церковь функционировала до 1960 года, после чего лишь в 1993 году вновь открыла свои двери для верующих.
После революции 1917 г. в Мышенском образовался сельсовет, а также кооператив, ККВОЗ и школа I ступени. По состоянию на 1925 год в селе имелось 84 крестьянских хозяйства.
До 1959 г. Мышенское относилось к Михневскому району Московской области, однако, затем вошло в Ступинский район в ходе работы по укрупнению административно-территориальных единиц.
Сегодня Мышенское входит в Семеновское сельское поселение (до 2005 г. - Семеновский сельский округ).

18.07.2015
Татьяна Залата

302

UPD от 27.05.2016 статьи "Аксиньино", опубликованной в том числе и в этой теме (сообщение #23):
Некоторые сведения о составе населения (мужского пола) села Аксиньино в середине XIX века можно почерпнуть из приговора сельского схода, в котором содержится список подписавших данный приговор крестьян.
Крестьяне с. Аксиньино Коломенского уезда (1851 г.) [1]:
Грамотные (самостоятельно приложили руку):
1. Иван Сергиев;
2. Тихон Иванов;
3. Василий Андреев;
4. Родион Иванов;
5. Ефим Матвеев;
6. Андрей Ляснов;
7. Зиновий Егоров;
8. Федор Николаев;
9. Ефим Матвеев (рукоприкладчик за неграмотных).

Неграмотные:
1. Иван Акимов (сельский староста);
2. Захар Иванов;
3. Иван Иванов;
4. Михаил Трофимов;
5. Иван Авдотьинов;
6. Петр Прокофьев;
7. Яков Архипов;
8. Василий Кузьмин;
9. Егор Архипов;
10. Моисей Сапронов;
11. Демид;
12. Михаил Егоров;
13. Иван Михайлов;
14. Кирилл Кирьянов;
15. Яков Петров;
16. Антон Егоров;
17. Петр Дементьев;
18. Ефим Дементьев;
19. Иоанн Михайлов;
20. Епифан Никон;
21. Антон Ларионов;
22. Тимофей Михайлов;
23. Петр Егоров;
24. Захар Поликарпов;
25. Андриан Юфимов;
26. Андрей Лукьянов; Борис Агофанова;
27. Наум Павлов;
28. Максима Егоров;
29. Лаврентий Титов;
30. Хритон Алексеев;
31. Антипа Данилов;
32. Александр Васильев;
33. Василий Иванов;
34. Семен Поликарпов;
35. Юфим Николаев;
36. Иван Алексеев;
37. Александр Дмитриев;
38. Кузьма Васильев;
39. Григорий Данилов.

Храм святителя Николая с. Аксиньино, местночтимые святые
В середине XIX в. промышленник и меценат Я. Я. Ермаков, происходивший из крестьянской семьи села Мещерино, поставил в Аксиньино деревянную церковь, перевезенную из села Гор [2], в будущем - Никольский храм.
Известно, что до этой церкви в селе стоял другой деревянный храм, выстроенный в 1779 году тщанием прихожан, так же освященный в честь Николая Чудотворца. Более подробное описание храма и прихода, в том числе и информацию о раскольниках села Аксиньино, можно найти в архивных документах:

"...2. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, частию ветха стенами.
3. Престол в  ней один во имя Святителя и Чудотворца Николая Холодный.
4. Утварью достаточна.
5. Причта положено по штату издавна священник, дьячок и пономарь.
...
7. Дома у священника и дьячка собственные, деревянные на церковной земле. У пономаря по одиночеству дома нет, да и в строительном плане, учтенном в 1826 году, по той же усадьбы дома в то время бывшего пономарского не учтено.
8. На содержание священноцерковнослужителей с 1831 года постоянной оклад положен триста рублей ассигнациями, как получают из Коломенского Казначейства содержание их по бедности прихожан и многочисленности тайных раскольников... .
9. Зданий принадлежащих сей церкви никаких нет, 10 приходских дворов в сем Аксиньине ведомства Государственных имуществ Федосьинской волости крестьян 58 в них душ мужеска пола, 207 женска пола и раскольнических дворов 6, в них душ мужеска пола 14, женска 25"[3].

Введенскую церковь села Гор, тоже деревянную, признали ветхой и решили разобрать и продать в село Богатищево Каширского уезда на строительство храма; однако вовремя деньги за Введенскую церковь не были внесены храмостроителем местным помещиком Стуловым, эту церковь выкупил каширский купец Гаврила Карякин, а храм в Богатищеве был построен храм из другого материала.
Купец хотел использовать дерево на обжиг кирпича, но этому не суждено было сбыться: жители села Аксиньино Коломенского уезда изъявили желание починить Никольскую церковь,

"так как она деревянная и ветхая частию стенами, то дабы она когда нибудь не была приписною к другим церквам к которым во время разлития воды нет возможного сообщения, почему мы для избежания сего неудобства и затруднительности решаемся приступить к починке или постройке новой церкви будучи к тому побуждаемы с надеждою нам в сем деле способствовать соседом нашим первой гильдии московским купцом Яковом Яковлевым Ермаковым, имеющий жительство в недальнем расстоянии от нас Коломенскаго уезда в селе Мещерине, который желает быть ревностным попечителем при постройки деревянной церкви при нашем селе на собственные свои деньги, почему мы обязуемся доставлять на своих подводах безостановочно все материалы принадлежащие к постройке церкви"[4].

Относительно же Введенской церкви села Гор Коломенского уезда можно сделать вывод, что несмотря на свою ветхость, очевидно, она была крепче аксиньинской, раз ее собирались употребить на построение нового храма, о чем и заметил Я. Я. Ермаков в своем прошении Святейшему Синоду:

"Между тем, беру смелость объяснить, что означенная церковь в селе Горах находится в совершенной твердости и может с удобностию перенесена быть из села Гор в село Аксиньино. Здание сей церкви, которая однопрестольная с иконостатом и что которою частию в нем икон в 1846 году куплены каширским Купцом Гавриилом Ивановым Карякиным за 300 руб. сереб. ..."[5].

6 марта 1852 года Московская духовная консистория рассмотрела дело об отдаче церкви села Гор на построение нового храма в с. Аксиньино и решила его в пользу купца Я. Я. Ермакова:

"...1) Поелику почетный гражданин Ермаков желает на свой счет купить деревянную Горскую церковь и перенести ее в село Аксиньино, в котором существующая ныне деревянная же церковь пришла в ветхость и поелику на сие перенесение Горской церкви изъявили согласие и прихожане с. Аксиньино и купец Карякин, внесший за здание деревянной Горской церкви 300 руб. серебром: посему почетному гражданину Ермакову дозволить приобресть покупкою здание деревянной Горской церкви и перенести в с. Аксиньино с тем, чтобы устроение переносимой церкви произведено было под наблюдение благочинного и ответственного архитектора, на месте удобном и приличном"[6].

Церковь начали строить отдельно, не на месте прежнем, о чем в своем донесении заметил благочинный, священник Рождественского храма села Мещерино Симеон Тихомиров:

"...дозволение (разрешение перенести церковь - прим.) ему, почетному гражданину Ермакову, объявлено мною к исполнению по-надлежащему, но он в сем случае поступает несогласно с данным ему разрешением. Ибо ветхая села Аксиньина церковь оставлена на неопределенное время, на прежнем месте, а перевезенную из села Гор намеревается поставить хотя на том же погосте, к чему я без дозволения начальства допустить его не смею, так как ни в одном из присланных указов ко мне о сем не упомянуто. Не доносил же я о сем обстоятельстве потому, что почетный гражданин Ермаков, на построение перевезенной им церкви на другом месте сам хотел испросить от епархиального начальства разрешения, но оказалось, что он в поданном им в настоящем июля месяце (июль 1852 г. - прим.) к епархиальному начальству просьбе о сем не объяснил. ... дозволено ли будет мне допустить почетного гражданина Ермакова перевезенную им из села Гор деревянную церковь поставить в селе Аксиньине на особом месте, а не на месте ныне существующей там ветхой деревянной церкви" [7].

Донесение приобщили к делу, однако, дальнейшая судьба его неизвестна.
----------------------------------------
1. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 14 - 15 (об).
2. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4.
3. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 11.
4. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 14.
5. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 12 (об).
6. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 26 (об).
7. ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 34.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


создать свой форум бесплатно