ЖЗЛ
На родине шута Балакирева.
Его имя уже стало нарицательным, наполовину заросшим легендами, преданиями, байками...
Кто-то не верит в то, что "известный остряк" (по выражению Н.Д. Иванчина-Писарева), веселивший императора - самодержца Петра I, а затем и его вдову, Екатерину I приступившую к власти после дворцового переворота 1725 г.- вполне реальное лицо.
Шутовская деятельность Ивана Балакирева за несколько столетий в народе приобрела оттенок притчи, наставления, поучения. Да что тут говорить: шут Балакирев популярен в народе и расплачивается за свою популярность по сей день, представляясь почти мифическим персонажем. Московский театр Ленком" поставил спектакль "Шут Балакирев", сценарий к которому написал известный драматург Григорий Горин.
Однако Иван Алексеевич Балакирев существовал на самом деле, был фигурой вполне реальной и осязаемой. Правда, по мнению авторов работы "Царский шут Балакирев. Его проделки и забавы" (Л.: Лениздат, 1990. – 192 с.), все его проделки - ни что иное, как сказка, сложенная намного позже, после его смерти, в 30-х гг. XIX в., на основе различных немецких рассказов о похождениях средневековых шутов.
Предоставим слово литературе:
" "Анекдоты" ("Анекдоты о шуте Балакиреве") появились в 1830-х годах, и исследователи считают, что в основу их положен сборник немецких рассказов о проделках средневековых шутов. Сборник имел широкое хождение в Европе и был переведен на русский язык еще в конце XV11I века, однако новую жизнь в России он получил после того, как какой-то ловкий литератор переписал "Анекдоты", введя в них некоторые реалии петровской (точнее — российской) действительности и связав "Анекдоты" с именем Балакирева. В той среде, которую ныне принято называть «широкими читательскими массами», "Анекдоты" пользовались огромной популярностью <...>"
Профессией Балакирева было шутовство. Это был придворный шут.
Иван Алексеевич Балакирев родился на рубеже двух столетий, в 1699 г., в деревне Балакиревка Маковского стана Коломенского уезда (Н.Д. Иванчин-Писарев).
Ныне локализовать этот населенный пункт нельзя, так как он, по всей видимости, "слился" с селом Троице-Голочелово (или пропал, что тоже может быть).
Селение маленькое, не упомянуто ни в "Писцовых книгах Московского государства" XVI в., ни в документах конца XVIII в.
Однако историк-краевед К. В. Кожемякин отметил деревню на своей карте XVII в. Видимо, она существовала не так долго, по крайней мере, в самостоятельном виде. Данные исследователя указывают на сей факт: он датуриет существование Балакиревки на указанной карте XVII - XVIII вв.
Ссылка на карту.
Н. Д. Иванчин-Писарев в XIX в. ещё застал деревню: "Близ самой усадьбы Троицкаго (Троице-Голочелово - прим. T.L.) находится деревня Балакеревка..."
Тем не менее, в окрестностях нынешнего Голочелово, а, возможно, формально и прямо уже на его территории, в 1699 году родился императорский шут - Балакирев.
Происхождения он был дворянского, род довольно древний - известен с XVI в. как "осевший в Рязанском княжестве". Одна из версий происхождения фамилии "Балакирев": "упрямый ребенок" (пер. с татарск. - "Бала" и "кире"). Сам Иван Алексеевич Балакирев был из костромской ветви данного рода; конец жизни, к слову сказать, он и провёл в своих костромских владениях.
Недорослем был направлен в престижный Преображенский полк в 1715 году, обучаясь инженерскому искусству, а в 1719 году был приставлен к царскому двору в качестве ездового супруги Петра I Екатерины I (урожденная Марта Скавронская), где нашёл нужный подход, укрепив связь с В. И. Монсом (кстати, сестра В. Монса, Анна, была фавориткой Петра Великого, в то время как сам Виллим являлся фаворитом супруги первого российского императора - не правда ли, забавные нравы были при дворе?), являясь посредником между императрицей и её любовником.
Увы, настал момент, когда Иван Алексеевич поплатился за такую свою деятельность: Петр I, прознав о происходящем, приказал Балакирева побить батогами и сослать на три года в Рогервик. Виллима Монса же казнили потом за взяточничество (формальный повод, естественно) в 1724 г. отсечением головы.
Опала петровского шута продолжалась до смерти императора Петра I и, соответственно, воцарения его вдовы - Екатерины I. Та, естественно, не могла забыть оказанные ей услуги Балакиревым в качестве рассыльного, поэтому вернула Ивана Алексеевича из ссылки, пожаловала чин прапорщика Преображенского полка и приблизила к своему двору, где он играл роль официального шута.
Следующая императрица - Анна Иоанновна - окончательно зачислила И. А. Балакирева в ряды своих многочисленных шутов. Надо сказать, Анна Иоанновна любила различные увеселения, порой жестокие, держала при себе множество карликов, шутов, "дураков" и т.д. Увеселения могли быть действительно жестокими (подробнее почитать о времени царствования этой императрицы, в том числе, и о её причудах, можно в историческом романе писателя И. Лажечникова "Ледяной дом"). Иван Алексеевич отказался принимать участие в одном из них, за что был наказан фаворитом царицы, герцогом Курляндии Бироном, через избиение. Балакиреву посчастливилось: он сумел каким-то образом выйти из Тайной канцелярии - особого и довольно страшного органа, судя по названию - живым и невредимым, даже после обвинения в оскорблении самой императрицы.
И вот, в 1740 году шут, можно сказать, бежал от царского двора, испросив разрешение у императрицы уехать в свои костромские деревни. Где и прожил остаток своей жизни.
И. А Балакирев скончался в 1763 году.