P.S. Перед всеми вновь извиняюсь за довольно длительное молчание.
Извинения приняты.
Аксиньинское сельское поселение |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение
P.S. Перед всеми вновь извиняюсь за довольно длительное молчание.
Извинения приняты.
Давно уже заинтересовала статья про древний герб Коломны. Попытаюсь высказать свое мнение
по этому поводу, сначала для удобства приведу саму статью.
Вероятно, наиболее древним гербом Коломны можно считать изображение "загадочного существа - то ли дракона, то ли грифона, то ли барса, то ли единорога", рельеф которого находился на северной стене церкви Иоанна Предтечи на Городище, а ныне - в краеведческом музее.
Появление упомянутого герба в Коломне можно соотнести с неким князем, который прочно связал свою жизнь с Коломной и дал свой герб (знак) городу, а впоследствии погиб в битве с татарами. В память о нем была возведена церковь в честь святого Иоанна Предтечи на Городище (а подобные церкви и возводились как раз в память о мучениках, которые пали за веру в борьбе с "погаными"). На церкви укрепили герб князя - изображение "загадочного существа". Большинство исследователей относят строительство данной церкви, а следовательно и рельеф, к середине XIV века.
Подтверждение этому видно и в том, что в Коломне чеканились свои деньги, на которых было и изображение неизвестного зверя, аналогичного вышеупомянутому. Коломенских монет в настоящее время известно только три. Относятся они к 1410-1425 г.г.
Но как бы в противовес этому другая легенда говорит, что упомянутый рельеф носит название "Батыевой печати". Это могло быть подобие охранной грамоты. Местность, где был установлен данный знак ордынского хана оберегалась им и не подлежала разграблению.
И третий вариант происхождения рельефа "городищенской" церкви связывают с московской эмблематикой. На личной печати Ивана Грозного, был изображён единорог. Возможно рельеф на церкви появился после коломенских событий 1552 - 1553 годов - поход на Казань (здесь мы сталкиваемся с противоречием: известный краевед И.В.Маевский указывал, что особенности композиции рельефа позволяют отнести его к более ранней эпохе). При этом Г.К.Вагнер и С.В.Чугунов рассказывают и о миниатюрах Радзивилловской летописи (XV век), где есть единорог (но там он выступает как символ смерти), и о "Изборнике Святослава" 1073 года (но там единорог - это знак зодиакального круга).
Итак начинаю по порядку критиковать (критиковать проще,чем сочинять- это всем известно).
Вступление: Во все века было модно города, династии и.т.п. удревнять для солидности, современное время не исключение, яркие примеры – Казань с несколькими юбилеями, и постоянные разговоры о Москве, хотя не секрет, что Москва была до Долгорукова усадьбой Степана Ивановича Кучки, а еще раньше здесь было все густо населено финн-уграми( в основном мерянами). Практически любой город можно удревнить смело лет так на 500.
1. Во всех старых городах были князья о которых практически ничего неизвестно, даже имени. Не охота ковыряться в родословных коломенских князей, но ясно ,что это –московская линия, которой данный зверь не характерен(кто этот князь смотрите ниже)..
По поводу зверя на барельефе:
Скорее всего на «Городищенском» рельефе изображен волк, барс или даже лев (выполненный в несколько наивном стиле). Но гораздо более вероятно, что перед нами – вполне профессионально исполненное изображение василиска, т.е. чудовища с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом.
Изображение львов и барсов очень распространенное в послемонгольское время, во всех княжествах, особенно во Владимиро-Суздальском княжестве.
Оригинал изображения. Глядя на черно-белую фотографию, за остаток обломанного рога можно принять след на камне над головой существа. Но на самом деле это место, где из-под более свежего слоя краски виден предыдущий (барельеф был раскрашен, – впервые, возможно, даже в XIV веке, и с тех пор окраска неоднократно поновлялась). Таких мест на барельефе достаточно много.
Н.Н.Воронин полагал, что памятник был целиком построен в начале XVI века. При этом исследователю пришлось допустить, что зооморфный рельеф в стене храма, отнесенный им ко второй половине XIV века, попал на «Городищенскую» церковь с какого-то более раннего здания, построенного во время предположительного масштабного каменного строительства в Коломне во времена княжения Дмитрия Донского (1363–1389). Но при этом Н.Н.Воронин отмечал, что рельеф укреплен на растворе, аналогичном тому, на котором построен храм. Таким образом, в позиции исследователя имело место внутреннее противоречие. Н.Н.Воронин - это тот исследователь, который первый датировал 14веком постройку церкви и определил зверя, как единорога опять же ошибочно, пользуясь отретушированной фотографией барельефа далее все стали ссылаться на его труд.
Наиболее вероятно, что Юрий Данилович начал спешно укреплять Городище немедленно после потери Рязани – в 1307 году, и тогда же (скорее всего, «захватив» при уходе из Рязани значительные финансовые средства), он начал строить «Городищенскую» церковь. Похожая ситуация имела место в домонгольское время: в 1152 году средств, «захваченных» Юрием Долгоруким при уходе из Киева226, хватило на пять храмов и две крепости227.
Строительство укреплений обычно ведется с максимальной быстротой, так как в это время крепость беззащитна перед потенциальным врагом. И с достаточной уверенностью можно утверждать, что в начале XIV века столь же поспешно возводились и «крепостные» храмы. Только поспешностью, и ничем иным – ни «бедностью», ни «малоквалифицированностью» строителей – можно объяснить непрямые углы и непараллельные стены храмов, так как аккуратно разметить план под силу любому мастеру. Но только в случае, если у него достаточно времени.
Следовательно, мы вправе полагать, что наиболее вероятной датой возведения церкви Иоанна Предтечи является наиболее вероятная дата постройки крепости на Городище – 1307–1308 годы.
И неудивительно, что поспешно выстроенная церковь Иоанна Предтечи, несмотря на потенциально надежную «пилонную» схему, уже через двести лет пришла в аварийное состояние (возможно, даже обрушилась) и была перестроена. Если бы в начале XVI века имела место ее «плановая» перестройка (как это произошло, например, со всеми московскими соборами Ивана Калиты), то, скорее всего, четверик и апсиды «Городищенской» церкви были бы переложены полностью.
Аналогичные аргументы действуют против каменного строительства московских князей на «чужой» стороне реки Коломенки. Несомненно, Рязань при любой возможности не преминула бы попытаться возвратить потерянную Коломну, и наиболее логичным со стороны Юрия Даниловича было немедленно после ухода из Рязани начать всемерно укреплять именно Городище, а не Кремль, который рязанцы в любой момент могли отобрать.
Да и от внезапных ордынских нападений со стороны «поля» Кремль был плохо защищен – Ока слишком далеко (около 5 км).
Мы вправе сделать вывод, что крепость Городище с 1307 года стала военно-стратегической альтернативой Коломенскому кремлю (на Городище мог находиться и двор Юрия Даниловича). Более низкий стратегический статус этой крепости – например, как укрепленного епископского двора – маловероятен: для этого там слишком мощные валы.
По всей видимости, свое исключительное значение Городище сохраняло до времен Донского, когда Кремль с «рязанской» стороны оказался надежно прикрыт Старо-Голутвиным монастырем.
Далее Коломенские монеты – вот они:
Никакого зверя здесь не видно, а есть «всадник с соколом вправо».
Вот еще разновидности подобных:
Из зверей коломенской чеканки знаю только денгу Василия Дмитриевича:
Это птица влево. Вверху на арабском.
Изображения четвероногих зверей составляют ок. 20 вар. Наибольшую группу составляют изображения барса (пардуса) - четвероногих без грив, с вытянутыми мордами и длинными хвостами (Гайд. 145, 147, 148; Ор. 231 и др.), имеющими в символике охранительное значение как "зверя великостию со льва, лютъ вельми и скоробегающъ". Использование образа льва - символа власти, мощи и величия отражало представления о сильной княжеской власти (Ор. 102; Ор. II, 61). Но обозначение образом льва бессмертного божественного духа Христа или стража святынь, и как символа евангелиста Марка вело к постепенному вытеснению его из светской символики, где его место занял образ "лют зверя" (Гайд. 364 и др.), который отражал процессе постепенного слияния образов четвероногих зверей в единый охранительный образ, с обобщенной идеей символического отражения власти и воинской доблести.
2 Выше- это изображение зверей на монетах удельных князей . На монетах Орды он встречается менее часто и как печать Батыева похожих аналогов в истории не имеет.
3 Вверху уже написано, что зверь не единорог.
ВЫВОД: Барельеф со зверем на мой взгляд является элементом декора 14-15 веков, с сюжетом широко распространенным в то время.
Изображения не прикрепились и не собираюся, не знаю почему.
Вот получилось.
Ещё. Это 2 варианта деньги коломенского чекана с русской и арабской надписью. Тоже можно назвать гербом.
Отредактировано Владимир П (2010-01-21 00:45:00)
Владимир П., выражаю огромную признательность за кропотливое исследование данного материала и доведение его в простой форме до нас. Думаю форумчане согласятся со мной.
Спасибо. Неполучились фото в тексте, потом вставил без коментариев - но думаю понятно.
Соглашаюсь с Юрием Александровичем! Спасибо! Очень интересная статья! И интересные материалы, в том числе, и изображения.
Если не возражаете, постараюсь поместить картинки в текст.
Соглашаюсь с Юрием Александровичем! Спасибо! Очень интересная статья!
Я действительно польщен развертыванием дискуссии такого уровня на нашем форуме. Я даже не знаю как начинать такие поиски. Мне например хочется узнать информацию о церкви в с.Заречье Пичаевского района Тамбовской области. Кстати название с.Пичаево происходит от татарского. Помогите найти информацию. Заранее благодарен.
Интересно. Надо будет посмотреть. Хотя всё время уходит на наши, ступино-коломенские края. Я вот и своей Орловской областью - исторической Родиной - пока толком не интересовалась.
Подробности поиска - в личке.
Интересно. Надо будет посмотреть.
Ответы можно писать где угодно. Я прошу если можно написать методику поиска информации. Ведь многие, в том числе и я, этим не владеем. Спасибо заранее.
В очередной раз говорю о своём временном дистанцировании от деятельности на форумах.
Примерно на неделю ухожу в астрал. Вернусь где-то перед Новым годом.
В период такой вот "нирваны" постараюсь просто следить за порядком на обоих форумах.
Учащиеся меня поймут. Бросаю на произвол судьбы.
Примерно на неделю ухожу в астрал.
Ждем.
Готовлю к публикации несколько статей по Коломенскому району и заметку о Серпухове (для темы "Наше Золотое кольцо"). Серпухов будет вмешаться в несколько поездок, поэтому процесс работы такой долгий.
Ступинский район в плане краеведения пока пусть немного отдохнёт, тем более, "нависло" много интересных и презанятных вопросов, которые, я надеюсь, приобретут новый окрас после новогодних праздников.
Официальный сайт поселка Малино подготовил электронную версию очерка уже упомянутого и упоминаемого краеведа Кожемякина К.В. "Борьба за власть советов в селе Малино и его окрестностях".
Даю ссылки:
1.Авторы
2.Введение
3.Село Малино и его окрестности до революции
4.Село Малино и его окрестности в 1917 году
5.Село Малино и его окрестности в первые годы советской власти
Огромное спасибо за проделанную громадную и полезную работу пользователю форума Малино под ником me4tatelnica!
Конечно, один очерк - это не исчерпывающая информация об истории посёлка. Многие знают, что история Малино насчитывает более 650 лет, это очень древнее, экономически и социально развитое село с проводимыми здесь ранее двумя ярмарками, базарами, купечеством, волостной центр, в относительно недавнем прошлом - районный центр.
Будут ещё ссылки и, возможно, небольшие статьи - большие не выйдут, потому что о Малино по праву сказано уже много.
Хомутово.
Расположено в северо-восточной части Ступинского района, ныне входит в состав Аксиньинского сельского поселения.
Первое упоминание о деревне встречается в "Писцовых книгах Московского государства" в 70-х годах XVI в., но можно сделать вывод, что Хомутово до момента упоминания в письменном источнике существовало давно:
"За Иваном да за Андреем за Матвеевыми детьми Хлопова, да за Матвеем да за Назарьем за Степановыми детьми Хлопова старая отца их вотчина сельцо Хомутово, середи его пруд: пашня писана вместе с сельцом Голочеловым".
Вотчина передавалась по наследству, но феодал мог её и продать. Однако фраза "старая отца их вотчина" говорит о том, что это владение принадлжело Хлоповым издавна.
Надо сказать, что как "старая их (Хлоповых - прим. T.L) вотчина" в "Писцовых книгах" ещё и упоминались окрестные селения Лаптево, Голочелово, Старое. Из-за близкой расположенности двух сел - Хомутово и Голочёлово - во многих документах они идут неразрывно рядом: далее читаем -
"За Захарьем Матвеевым сыном да за Тимофеем Ивановым сыном Хлопова, да за Васильем Михайловым сыном Хлопова старая отцов их вотчина: сельцо Голочелово, на речке на Хомутовке, пашни середней земли сельца Хомутова и Голочелова".
Владельцы у двух сел принадлежат к одному и тому же роду, надо сказать, древнему и именитому. Федор Хлопов был ясельничим великого князя Василия III, был коломенским дворянином. Эти земли могли быть пожалованы князем за службу, и теперь, уже при царствовании сына великого князя московского, Ивана Грозного, они и были занесены в данный свод как "старая отцов их вотчина".
В том же документе, в "Писцовых книгах", встречается топоним "рощи Хомутовские", которые были, видимо, где-то недалеко от сельца.
На тот момент Хомутово входило в Маковский стан.
В XVIII в. (данные на 1768 г.) Хомутово уже не значилось как владение Хлоповых и указывалось как придаток, опять же, к соседнему Троице-Голочелову, находившемуся в общем владении Якова Афанасьевича Татищева, ротмистра конной гвардии и коллежского асессора Дмитрия Ивановича Бутурлина. Дело в том, что эти земли выступали в качестве приданого Хлоповой Анны Васильевны, которая стала женой Дмитрия Ивановича. Совместное владение Бутурлиными и Татищевыми вылилось в небольшой конфликт, но об этом следует сказать отдельно.
Кусок земли, в которую входило Голочелово и Хомутово, включал внушительных размеров пашню (около 553 десятин, в одной десятине 1,0925 га), небольшой кусок леса (9 десятин), селение церковнослужителей, церковь Троицы и церковь Николая Чудотворца с кладбищами (в Голочелово). Небольшое лирическое отступление (можно вычеркнуть). По моим наблюдениям, основанным на статистических данных, Троице-Голочелово отличалось нездоровым количеством церквей на одно село - долгое время их было две, стояли стенка в стенку - и извечно небольшим количеством жителей и дворов: в 1768 г. их было 20 душ, а в середине XIX в., всё также оставаясь при двух церквях, оно имело в своём арсенале 7 дворов.
В "деревне Хомутовой" же в 60-х гг. XVIII в. проживало 118 человек.
Прошло время, проводились реформы, несколько видоизменилось административно-территориальное деление уезда, и в середине XIX в. Хомутово, как и ряд других сел (Голочелово, Ламоново, Буньково, Скрябино, Старое и т.д.) входило во 2-й стан, так называемый "Малинский" (К.В. Кожемякин) - квартира пристава находилась, соответственно, в Малино, и в Глебовскую волость, с волостным центром в селе Хонятино. В это время Хомутово было владением генерал-майора Сергея Петровича Бутурлина, а население составляло порядка 214 человек при количестве 34 дворов, в 1911 г. - 40 дворов.
В 1861 г. в России была претворена в жизнь реформа, позволяющая крестьянам освободиться от крепостного состояния посредством специальных выкупных платежей, вместе с тем им давали небольшие земельные наделы, господствовала крестьянская община. Фактически крестьяне ещё долгое время продолжали находиться в зависимости, поскольку необходима была выплата выкупного платежа, различные отработки. Площадь наделов была недостаточной для полноценного ведения хозяйства, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать у помещика земли. В Хомутово площадь арендованной земли составила 200 десятин (К.В. Кожемякин, "Борьба за власть советов в селе Малино и его окрестностях").
Предприимчивые жители организовали своё производство: в 1872 г. в с. Хомутово крестьяниным И. Д. Шветовым была основана бумаготкацкая фабрика, располагавшаяся на речке Рудневке. Фабрика была небольшая, в своём арсенале имела 12 ткацких станов. В "Санитарном исследовании фабрик и заводов Коломенского уезда" (1885 г.) указано количество работающих на этом предприятии: 3 мужчины и 12 женщин, все проживают в уезде, скорее всего, из окрестных деревень. Заработная плата в месяц у женщин составляла 3 р. 30 коп., труд малолетних оплачивался 1 р. 20 коп.
В 1862 году Хомутово указывалось в "Списках населенных мест Московской губернии" как деревня, стоящая по правую сторону проселочной дороги из Малино в Бронницы, "при пруде и колодце", "дворов 35" при населении 127 человек.
В 1890 г. и в 1899 г. население Хомутово насчитывало соответственно 256 душ и 104. Сын Сергея Петровича Бутурлина, Сергей, генерал от инфантерии, владелец не только Хомутово, но и Голочелово, в котором держал имение, был гласным Земского собрания по I Избирательному собранию.
В советский период Хомутово входило в Малинский район, поскольку было ликвидировано старое административно-территориальное деление, а в Ступинский район вошло в 1957 г.
Отредактировано T.Larina (2010-01-28 13:47:42)
Дополню в 1577г. в Маковском стане. В 1500г. Хомутовы послужильцы Тучковых-Морозовых и возможно это награда за службу- земля в вотчине Морозовых. Аналогично: в 1500г послужильцы Ивана и Василия Борисовичей Тучковых-Морозовых -Клементьевы, Янышевы, Нефедьевы, Щербинины. Иван Голочёл Морозов тоже этого рода Морозовых. кстати и Скрябино возможно тоже от Тимофея Скрябы Игнатьевича Морозова жил в сер. 15в. И первые владельцы скорее Морозовы(старинные коломенские помещики и вотчинники).
Спасибо большое за инфу!
Вот вам и антопонимы: тут тебе и Скряба, тут тебе и Голочёл, тут тебе и Нефедьевы, тут тебе и Щербинины.
Лаконично .
Какое? неуспел. Кстати крас65 ответил.
Отредактировано Владимир П (2010-01-21 21:35:07)
О некоторых учебных заведениях Серпуховского уезда и немного об А.П. Чехове.
Материалы: Альманах "Мелихово 98". Очерки, пьеса, архивные изыскания, статьи, эссе, воспоминания, хроника. Изд. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова "Мелихово". 2003.
Жирным выделены селения, которые располагаются в Ступинском районе.
"Из доклада управы за 1869 год видно, что в 1868 году уже существовали (училища - прим. T.L.):
"... Семеновское - в селе Семеновское (Отрада). ... Хатунское (мужское и женское) - в селе Хатуни".
... Когда в уезде, таким образом, открылось достатояно много училищ, Собранию 1872 г. было сделано предложение гласным Д.Н.Жуковым, чтобы в уезде было введено обязательное образование.
Открыты были училища и "Чирковское - в дер. Чирковой. ..."
В то же время, на основании положения о начальных народных училищах, некоторыми сельскими обществами, учредившими училища, для "ближайшего заведывания ими" избраны попечители, а именно: при училище в селе Хатуни - крестьянин Ф.С. Соболев; в Высоком - помещик И.И, Сорохтин; в Чиркове - крестьянин А.В.Пичугин и т.д.
... Многие крестьяне, особенно в зимнее время занимались кустарными промыслами поэтому и в некоторых земских школах, таких как Бадеевская, Волосовская, Дидяковская, Ермоловская, Солнышевская и Филипповская также преподавалось рукоделие, шитье, вязание крючком и вышивание. ... А в Антипинской и Ситне-Щелкановской школах велось садоводство и огородничество. Особенно садоводство отличалось в Антипинской школе, где имелись сад и огород; сад был посажен в 1896 году из 50 корней яблонь разных сортов - "Антоновка, Добрый крестьянин, Анисовка, Размарин, Скрижапель, Грушовка, Ананасное, Белый налив, Мирончик и Летняя Бель". Ягодный сад из "45 кустов крыжовника разных сортов, до 200 корней малины разных сортов, 30 сортов красной и белой смородины, 40 кустов черной смородины, 4 корня сливы, 2 корня груши и 5 корней вишни". Позже появился питомник плодовых деревьев разных сортов, где было до 500 однолетних саженцев. В огороде культивировались капуста, огурцы и корнеплоды.
Из письма А.П. Чехова Е.М. Шавровой:
"Скоро я буду в Москве. Скоро, но когда именно, не знаю, так как по крайней мере 24-го мая должен заниматься экзаменами и всякими мужицкими делами".
Дневник А.П.Чехова:
"24 мая экзаменовал в Чиркове две школы: Чирковскую и Михайловскую".
(Из статьи Надежды Бирюковой "Развитие народного образования в Серпуховском уезде Московской губернии", Альманах "Мелихово 98". Очерки, пьеса, архивные изыскания, статьи, эссе, воспоминания, хроника. Изд. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова "Мелихово". 2003).
Татьяна, очень интересные сведения. Уходит в прошлое крестьянское трудолюбие. Тяжелое ремесло это. Сейчас в школе уход за школьным садом превращается для некоторых детей в каторгу. А жаль. Любые знания в жизни пригодятся.
Уходит в прошлое крестьянское трудолюбие.
Увы, крестьянство вообще давно почти ушло в прошлое .
Дополнила информацию о Хомутово - см. 1872 год.
Алексеевское
Крупное село, славное своей историей, исторически сложившееся из двух сел: Малого и Большого Алексеевского.
Уже в середине XVI в. в Коломенском уезде существовала небольшая дворцовая Алексеевская волость с центром в селе Алексеевское. Также в эту волость входили села и деревни Авдотьино, Милино, Ивановское, Васильево, Каменка.
В селе Алексеевском стояли две церкви: одна священа во имя Ильи Пророка, другая - Николая Чудотворца. Никольская церковь не сохранилась, зато Ильинская стояла ещё долго в части села, именуемой впоследствии Малым Алексеевским.
В XVIII в. проводилось повсеместное межевание земель, составлялись Планы генерального межевания с экономическими примечаниями к ним. По данным на 1778 - 1797 гг., в селе Малое Алексеевское находилась церковь Ильи Пророка с кладбищем, село было во владении статского советника Никиты Федоровича Коковинского, душ в селе насчитывалось 96.
В земельные владения М. Алексеевского входили несколько лугов, в том числе и два отхожих.
Две части села располагались вдоль реки Северки, в небольшом отдаленнии друг от друга.
Большое Алексеевское находилось во владении лейб-гвардии подпоручика князя Александра Ильича Касаткина-Ростовского, представляло собой крупной селение, действительно, крупнее по размерам, чем М. Алексеевское, также имело при себе церковь - Успенскую, построенную в 1715 г. - и кладбище с отхожим лугом.
Расположение сел Малое и Большое Алексеевское на Планах Генерального межевания (кон. XVIII в.)
Успенская церковь в своем современном виде была построена в 1801 году при способстве княжны Касаткиной-Ростовской, имеет три предела: Успенский, преподобного Сергия Радонежского и московского митрополита Алексия, с кем неразрывно связана история села - эти земли были во владении митрополита. Следующий передел храма состоялся в начале XX в. старанием И.А. Мамонова.
В советские времена Успенская церковь была обезглавлена и превращена в храм культуры - библиотеку - и в местный клуб.
С 2004 г. происходит процесс возрождения церкви, она возвращается верующим, происходят реставрационные работы.
Каким храм был:
Источник: http://alekseevskoe-hram.narod.ru/reservation.html
Каким храм становится:
Источник: http://alekseevskoe-hram.narod.ru/reservation.html
Село Большое Алексеевское развивается, в том числе, и благодаря удачному расположению на р. Северке.
От 1852 г. встречаем такую заметку: "Алексеевское большое, село 2-го стана, Корольковой Александры Дмитриевны, колл. асс. крестьян 279 душ мужского пола и 298 женского, 1 церковь, 87 дворов, две бумажные фабрики, Чуркина и Мамонова. ...
Алексеевское малое, село 2-го стана, Г. Телищных, крестьян 114 душ муского пола и 133 женского, 1 церковь, 32 двора".
В 1853 году в селе открывается красильня при ручной ткацкой фабрике Леонтия Мамонова, впоследствии, в 1863 г., превращенная его сыном, Иваном Леонтьевичем, в ситценабивную фабрику. Сохранилось описание данной фабрики на 5 листах, выпущенное в своднике "Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда" (1885 г.), и её план как одной из шестнадцати крупнейших фабрик и заводов Коломенского уезда, наряду с фабриками Моргуновых в с. Озеры, машиностроительным заводов братьев Струве под Коломной и заводом в с. Лукерьино.
План ситценабивной фабрики И. Мамонова (из материалов РГБ)
Фабричный двор граничил с трех сторон с обывательскими и церковным двором и находился непосредственно на берегу р. Северки ("Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда").
".... Местность здесь ровная, возвышающаяся над летним уровнем вод реки нв 6-7 аршин. Часть зданий (см. план) поставлена на самом берегу не более как в 3-10 аршинах от него. Во время осмотра (1883 г. - прим.) на фабричном дворе рылся колодец. Двор не мощен, в большей половине порос травой, местами же довольно грязен.
... Все фабричные здания, очень небольших размеров, бревенчатые, под железной крышей, по наружному виду не представляют никаких особенностей и ничем не отличаются от деревенских изб".
Условия труда были описаны таким образом:
"... Все мастерские с голыми бревенчатыми стенами и деревянными, в отбельной, в красильне и в кубовой всегда мокрыми, полами, отапливаются различного рода печами или нагреваются маленькими паровыми котлами, имеющимися специально для горячей воды и пара (но не для пара как двигателя). Приспособления для вентиляции устроены только в набивных мастерских и состоят из маленьких двух-трех форток, 1-2 обыкновенных вентиляторов, с вертящимися, и тем только затрудняющими вентиляцию, розетками, о таких же, но крошечных вертушках в окнах одной из мастерских, не стоит, конечно, и говорить; для удаления паров в отделочной над сушильным барабанным аппаратом имеется вытяжная труба. Дневное освещение удовлетворительно только в набивных и в рещицкой, в остальных оно довольно-таки скудно, но оправдывается, впрочем, до известной степени, отсутствием в необходимости сильного освещения. Вечером в набивных при огне работы не бывает, в рещицкой на каждого рабочего полагается по сальной свече, в остальном оно по числу керосиновых ламп и сальных свечей может считаться достаточным".
В описании фабрики описываются средства производства, техника производства, как изготовлялась продукция. Продукцией предприятия был кубовой ситец. "Миткаль берется для отделки по заказу от различных московских торговцев, которым и сдается в виде ситца; на свой страх миткаля не покупают и не отделывают. Всё производство ведется исключительно вручную, никаких механических двигателей нет. Аппараты, характеризующие размеры производства, состоят из 18 холодных кубов и 78 набивных столов.
Фабрика работает круглый год находится под непосредственным управлением владельца".
Описание предоставляет данные о рабочих фабрики, распределив их по возрастам и месторождению.
"Общее количество рабочих бывает от 100 до 130 исключительно мужчин; колебание в численности их зависит, главным образом, от количества работы, но летом число рабочих всегда бывает меньше, чем зимой, хотя и на незначительное число, так как на полевые рабоыт уходят не более 20 человек. ...
Все рабочие исключительно уроженцы Коломенского и Бронницкого уездов (только 1 из 29 уроженец Серпуховского уезда) из села Большое Алексеевское и соседних ближайших деревень. По возрасту преобладают взрослые, довольно значительно также и число подростков, малолетних же только 4% и те не моложе 12 лет. Все без исключения малолетние и подростки работают в набивных или в качестве учеников, или если уже и выучившихся, то как малолетних - на простейшей работе".
Оговаривались также и порядки на фабрике и условия найма: "Все рабочие, получают ли они сдельно или окладное жалование, нанимаются помесячно. Заработки выдаются ежемесячно в первую субботу после 1-го числа. ... В случае неаккуратности или недобросовестности рабочего, на фабрике практикуется такой способ наказания: рабочий увольняется на 1-2 недели, конечно, с лишением за это время заработка, и результатом этого бывает то, что на другой же день уволенный и вся его семья являются умолять, просить и принять их вновь на работу.
Рабочий день в различных мастерских различен. Начинают все в 5 ч. утра, но набойщики, не работающие никогда при огне, осенью и зимой начинают в 6, 7 и даже 8 часов утра; оканчивают всегда в 7:30 часов вечера, но в отбельной, красильной и кубовой управляются раньше и никогда не заканчивают позднее 6 ч. вечера, зимою же, в этих мастерских, как и в набивных, при вечернем освещении не работают и заканчивают как стемнеет, т.е. в 5 и даже в 4 часа.
... Зимою же рабочие из соседних деревень ночуют на фабрике, в маленькой 8-аршинной избе (см. план фабрики - здание № XIV)".
Полное описание ситценабивной фабрики И.Л. Мамонова на 5 страницах ("Санитарное исследование" 1885 г., Е.М. Дементьев):
Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
В селе находилось не одно предприятие. Помимо ситценабивной, здесь располагалась бумаготкацкая (одеяльная и занавесная) фабрика мещанина Михаила Васильевича Ушакова. Фабрика им была основана в 1880 г.
"Помещения фабрики состоят из двух домов, поставленных вне улицы на полянке с краю села. Один совершенно новый бревенчатый дом под железной крышей, длиною 27, шириною 14 и вышиною 6 аршин снаружи и 5 внутри, образует одну ткацкую, довольно светлую мастерскую, отапливающуюся железною печью в роде унтермарковской, но неимеющую никаких приспособлений для вентиляции.
Здесь стоит 20 больших одеяльных станов с жакардами (до 2 тысяч карт); так как шпульники мотают уток большею чатсью по домам, здесь же их бывает только 5-6, то при объеме помещения в 66.0 куб. саж. на каждого рабочего приходится по 2,5 куб. саж. воздуха.
Другой дом двухэтажный с кирпичным нижним и бревенчатым верхним этажем; верхний занят квартирой хозяина, в нижнем же помещается другая ткацкая с 13 малыми занавесными станами с жакардами.
Помещение светлое, отапливаемое такою же железною печью, как и вышеописанное, и также без всяких вентиляционных приспособлений; кубическая вместимость его равна 19,1 куб. саж., что на каждую из 17 ткачих и шпульниц составляет 1,1 куб. саж. По вечерам обе ткачкие освещаются самими ткачами, зажигающими каждый для себя сальныя свечи.
Производство фабрики - тканевыя одеяла, чисто бумажные или с небольшой долей шерстяной пряжи, и занавесныя кисея. Пряжа покупается в Москве отбеленная и крашеная. Работа идет весь год, но с весны ткачи наполовину расходятся на полевые работы, другая же половина, как мещане села Малого Алексеевского, не имеющие земли и живущие исключительно ткачеством и др. промыслами, не прерывают работы и летом.
На одеяльных станах ткут исключительно мужчины, на занавесных - девушки 15-18 лет, шпули же мотают либо дети здесь же на фабрике или у себя на дому, либо в последнем случае и старухи. Все рабочие местные из своего села и из ближайших деревень как Коломенского, так и пограничного Бронницкого уезда. Общее число их определить довольно трудно, ткачей и ткачих при полной работе всех станов бывает 33, число же шпульников неопределенно, так как для многих ткачей и ткачих шпули мотаются только домашними, в фабричных же помещениях они обыкновенно работают в числе 10.
Рабочий день начинается в 4 часа утра и заканчивается в 8 вечера, но великим постом затягивается и до 10; перерывы делаются на завтрак около 7 ч. утра на полчаса, для обеда и отдыха в 12 ч. на 2 часа и на вечерний чай в сумерки на полчаса; всего в течение суток работают обыкновенно 13 часов, но иногда и до 15.
Подобно тому, как на вышеописанных одеяльных фабриках никаких определенных условий найма ткачей нет, шпульники же нанимаются ткачами от себя.
Заработки, благодаря недавно повешенными расценкам, значительно выше, чем на других одеяльных фабриках: мужчины вырабатывают 14 р. в месяц, девушки - 6 р.; впрочем, для последних заработки в действительности несколько ниже.
...
Учреждений для рабочих никаких нет, все рабочие живут и продовольствуются по своим домам".
План сел Большое и Малое Алексеевское. 1860 г., карта Шуберта.
Третья по общему счету и вторая в селе бумаготкацкая (одеяльная и занавесная) фабрика мещанина Федора Ивановича Кулагина также располагалась "в том же селе Б. Алексеевском, что и предыдущая, и помещается в наемном двухэтажном кирпичном доме купца Чуркина, державшего здесь до 60-го года
ручную бумаготкацкую фабрику. Она основана в 1870 г. и первоначально занимала два помещения - половину верхнего и половину нижнего этажей (в другой половине обоих этажей живет хозяин дома Чуркин), но настояния полиции сделать со второго этажа железную спасательную лестницу заставило бросить вовсе второй этаж и, сократив число станов с 39 на 29, расположился только в нижнем.
Здесь ткацкая представляет одну небольшую комнату, в которой по длине комнаты в 4 ряда поставлены 29 станов до такой крайней степени тесно, что между станами можно пролезать только с большим трудом; крайние ряды станов у стен совершенно загораживают окна и у внутренних двух рядов, несмотря на то, что откошение световой поверхности окон к площади пола не представляется вовсе неблагоприятным,
царствует полный мрак. Вечером она освящается по обыкновению сальными свечами от ткачей.
Объем мастерской 46,7 куб. саж., так что на каждого из 29 рабочих приходится по 1,6 куб. саж. воздуха. Она отапливается кирпичною печью и для вентиляции не имеет никаких приспособлений.
Фабрика имеет 27 занавесных и 2 одеяльных жакардовых стана и главная её выработка состоит в занавесной кисее. Бумажная пряжа изредко покупается, обыкновенно же получается от заказчиков, которым и сдается выработанный товар.
В настоящее время его поставляют Треневу, торгующему в Москве в Теплых рядах. Снует у себя на дому и заправляет ткачихам сам хозяин с сыном. Все рабочие, которых бывает до 29 человек, местные, своего же села; с Петрова дня почти половина их уходит на полевые работы вплоть до Покрова. На двух одеяльных станах ткут взрослые мужчины, на занавесных женщины и преимущественно молодые девушки. Шпули мотаются обыкновенно на домах родственниками ткачих, детьми или старухами.
Продолжительность рабочего дня равна 13 часам, с 6 утра до 10 вечера с перерывами на полчаса на завтрак, 2 часа на обед и отдых и на полчаса на вечерний чай; но великим постом работу начинают раньше и заканчивают позднее, так что в сутки сидят за станом до 15 часов.
Заработки здесь ниже, чем на фабрике Ушакова".
Оба села располагались на проселочной дороге из села Малино в город Бронницы. В 1862 г. в Б. Алексеевском проживало 180 человек в 26 дворах, а в М. Алексеевском - 254 в 38 дворах. Позднее села Малое и Большое Алексеевское вошли в Глебовскую волость, а Ильинская церковь первого оказалась припасанной к Успенскому храму.
К концу XIX столетия, в 1893 г., в Б. Алексеевском дворов всего было 60, 54 из которых занимали люди, занимающиеся хлебопашеством, а 6 - те, кто не промышлял этим. Душ насчитывалось вместе с детьми 181, работников же по состоянию на 1893-1894 гг. из них было 100. Скота насчитывалось много, одного мелкого было около 170, а дворов, где нет лошади, было 14, также было 2 кузницы с четырьмя рабочими в них.
В селе Б. Алексеевское был 1 трактир, 1 питейное заведение и 1 винное, а также четыре мелкотоварных лавки.
В конце XIX в. селе Малом Алексеевском располагалась земская школа при общем количестве сельчан в 228 человек (в Б. Алексеевском в этот момент - около 260), преподавал в которой священник Владимир Алексеевич Ширяев, а также мельница, винная и мелкотоварная лавка.
В с. Б. Алексеевское была усадьба, в которую входила Успенская церковь, деревянный одноэтажный господский дом, парк и фруктовый сад, впоследствии, в 1990-е гг. использующаяся как сельская амбулатория.
Владельцами усадьбы в разное время были Касаткины-Ростовские, помещица А. Д. Королькова (сер. XIX в.) и коллежский асессор и профессор политэкономии Петровской земледельческой академии, двоюродный племянник актера Михаила Щепкина, Митрофан Павлович Щепкин (1890-е гг.), и его супруга, Калерия Петровна, общавшиеся с Марией Ермоловой и помогающие ей даже в самообразовании: известно, что Калерия Петровна занималась с великой русской актрисой изучением языков.
В 1898 г. в Большом Алексеевском по инициативе М.С. Щепкина открывается начальная двухклассная школа, а в 1971 г. было построено новое здание школы.
М.С.Щепкин.
Источник фотографии и информации: http://150bash.edusite.ru/p5aa1.html
В 1903 году Ильинскую и Успенскую церкви посетил епископ Трифон (Туркестанов).
В 1918 г. в Б. Алексеевском был основан завод чистокровных племенных свиней М.М.Щепкина, сына Митрофана Павловича, который занимался скрещиванием свиней, привезенных из Англии с местными.
Племзавод успешно функционирует и сейчас, производя колбасные изделия, молоко, мясо, племенных свиней.
Подробнее о предприятии.
Источник фотографии: http://stupino.stinline.ru/ekonom/apk/bolsh_aleks.html
По данным на 1926 г. в селе Большое Алексеевское располагался сельсовет и школа первой ступени, в селе Малое Алексеевское - сельсовет. Также в то время население Большого Алексеевского составляло 267 человек, 62 из которых занимались крестьянством, а 31 были "прочими". В М. Алексеевском проживало 207 человек. В общей сложности население села Алексеевского в 20-х гг. XX в. составляло более 400 человек.
В 1929 г. Большое и Малое Алексеевское вошли в Малинский район Московской области, а с 1957 г. стали частью укрупненного Ступинского района.
Фотографии Г.П.С. Б. Алексеевское (1970 год)
История Большеалексеевской школы в фотографиях
T.Larina
Татьяна, Ваше 120-е сообщение здесь, не просто сообщение, а какая-то кандидатская работа. С превеликим удовольствием прочитал собранное. Величайший труд. Низкий поклон. Это Ваша интеллектуальная собственность. Мы ее ценим и будем оберегать. Передам адрес ссылки в Б и М. Алексеевское.
Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение