Владимир П, спасибо за материал!
Первое Буньково - это Буньково, что недалеко от Старой Ситни (см. о Буньково Куртинской волости и Чистовых).
Второе Буньково - сельцо Буньково, что в Маковском стане, ныне деревня Буньково Ступинского района.
Аксиньинское сельское поселение |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение
Владимир П, спасибо за материал!
Первое Буньково - это Буньково, что недалеко от Старой Ситни (см. о Буньково Куртинской волости и Чистовых).
Второе Буньково - сельцо Буньково, что в Маковском стане, ныне деревня Буньково Ступинского района.
Да если интересно, там же встретил, в Похрянском стане "за Клементьем Ивановым сыном Болакерева отца пол деревни Стрелковы...", я так думаю деревня была по реке между Степанщиной и Булгаковым. Совсем недалеко от вашей Балакиревки.
О! Вот это уже кое-что... Из Писцовых? Посмотрю их вообще повнимательнее.
Да 16-го века.
Спасибо.
Немного ошибся, пруд на речке Громодомке? а район Степанщина - Карпово.
Опять попалось на глаза Буньково. Это А.Б. Мазуров "Средневековая Коломна в 14 -первой трети 16вв." А ссылка 403 это Львовская летопись.
Фото ещё раз.
Ещё. Почему то не цепляется фото.
Владимир П, какие проблемы с загрузкой фотографии, напишите, поможем Вам с загрузкой.
Это А.Б. Мазуров "Средневековая Коломна в 14 -первой трети 16вв."
Там всё очень подробно и интересно описано про Ивана Бунко и его конфликты.
Ещё. Почему то не цепляется фото.
Вы его прямо в сообщении приклепляете? Или через
[img]http://[/img]
вставляете?
Можно и так сделать, тут уже наверняка прикрепится. На всякий случай справка: Как разместить картинки на форуме.
Удачи! И не молчите, пишите, если возникают проблемы, солидарна со StuPPvir`ом.
Попробую ещё раз. Ну раз Татьяна это читала, то уже не так актуально, просто попробую вставить.
А вот сейчас почему-то вставились оба фото. Прикреплял так же, как и днем. Второе фото вставил - как и по ссылке 400 пикселей, думал из-за размера не влазят, оказалось не из-за этого. а 400 пикс читать не возможно.
Попробую ещё раз. Ну раз Татьяна это читала, то уже не так актуально, просто попробую вставить.
Так пусть почитает кто-нибудь другой!
Со мной, кстати, шибко спорили заинтересованные люди по поводу личности Ивана Бунко. Доказывали, что Мазуров вообще во всём не прав.
Ну критиковать это проще всего.
Полностью согласна. Причем для человека нет никаких научных авторитетов. Ладно бы, если сам был историком, так он вообще по образованию "технарь" ...
Коломенская земская почта.
Это "оплаченная" марка коломенской земской почты, на которой изображен герб уезда. Почта была открыта в 1870 г. Раз в неделю по Суковскому и Малинскому трактам почта развозилась по уезду. Частная корреспонденция пересылалась с оплатой сбора 5 коп. С 1871 г. были введены земские почтовые марки.
Почтовое отделение уезда располагалось в селе Воскресенском (Воскресенске) под началом Сергея Васильевича Юдаева (кон. XIX в.), губернского секретаря; были две почтово-телеграфные конторы - в уездном городе Коломне (Владимир Васильевич Волков, коллежский советник) и селе Озерах (Дмитрий Лукич Малиновский, титулярный советник).
Герб Коломны и уезда (1852)
Впервые герб Коломны был опубликован в 1730 году.
Геральдическое описание герба Коломны:
"В лазоревом поле на зелёном холме, тонко окаймлённом золотом, — серебряная колонна, увенчанная золотой короной, сопровождаемая по бокам двумя золотыми шестилучевыми звёздами (двумя лучами вверх)".
Данный герб утвержден 20 декабря 1781 года вместе с другими гербами уездных городов губернии.
Версии объяснения герба:
*Столб символизирует опору Москвы (Коломна, будучи городом с мощной крепостью, служила зашитницей на подступах к Москве; этот город первым был присоединен к Московскому княжеству).
Две звезды представляют княжества, в которые в разные времена входила Коломна: Московское и Рязанское.
*Колонна символизирует память о ратных свершениях прошлого, а звезды - славу в прошлом и в будущем.
*Существует легенда о происхождении названия города, связанная с итальянской фамилией "Colonna", подвергшейся гонениям при римском папе Бонифации VIII и осевшей затем на Руси (Н. Карамзин).
Статья из "Ступинской панорамы" о Великой Отечественной войне (22.06.2010г.).
О даче И.В. Сталина в с. Семёновское
Усадьба Семёновское-Отрада (1850-е гг., неизвестный автор)
(отрывок из книги -воспоминания охранника вождя А.Т.Рыбина "Рядом со Сталиным")
Дача в Семёновском.
Вторая (посещаемая Сталиным – Л.Б.) дача, «Семёновское», находилась в ста десяти километрах от Москвы, в бывшем владении фаворита Екатерины II Григория Орлова и его братьев. Там в тридцатые годы ОГПУ выстроило такой же одноэтажный дом с шестью комнатами и двумя застеклёнными террасами. Вокруг зеленел в основном тоже сосновый лес. Имелись три пруда. Самым же примечательным был родник-пятиключник. Каждая струя этого чуда природы была разной высоты и красы.
Сталин приезжал в «Семёновское» редко. Может, полюбоваться на пятиключник да с компанией отдохнуть на острове посреди самого большого пруда…
Во время войны эта дача уцелела просто чудом. На ближних железнодорожных станциях Барыбино и Михнево разгружались из эшелонов дальневосточные и сибирские войска. Поэтому налёты вражеской авиации усилились до предела. Некоторые бомбы по ветру заносило сюда. Постоянно вёлся миномётный обстрел территории. Приближение фашистских войск вынудило заминировать дачу. Коменданту Соловову даже пришлось выяснить у начальства, взрывать ли её? Мудрый генерал ответил: «Взорвёшь дачу раньше времени – расстреляем. Сдашь её немцам - найдём и повесим. Так что решай сам по обстановке».
Соловов обратился к Сталину. Войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Захаркина получили приказ оставаться на занимаемых позициях.(Приказ Верховного Главнокомандующего генералу Захаркину был продиктован не столько стремлением сохранить дачу, сколько тем обстоятельством, что, по свидетельству А. Рыбина, неподалёку, в старом доме братьев Орловых находился полевой госпиталь, где при свете керосиновых ламп врачи оперировали раненых бойцов – Л.Б.)
Поездка в «Семёновское» после войны.
«Ехали из Москвы на дачу в Семёновское. На автобусной остановке мокла под дождём группа колхозников. «Дождь-то какой… А люди стоят под открытым небом, - вздохнул Сталин и предложил: «Давайте усадим их в машины и довезём до деревни. Тем более, что у нас время на это есть. Пригласите людей с остановки».
Соловов сделал это. Но никто не двинулся с места. Вернувшись, развёл руками. Сталин проворчал: «Вы плохо приглашали, не умеете это делать». Пошёл сам к очереди колхозников. Привёл целую вереницу с котомками, чемоданами и мешками. Половина втиснулась в машины. Довезли их до Семёновского. Вернулись за остальными. Они сначала вели себя настороженно, потом осмелели. Начались разговоры о колхозных и личных делах, о минувшей войне и погибших на фронте. Сталин вздохнул: «У меня тоже Яшу загубили»…
А мне кажется все просто, когда утверждалии- составляли первый гербовник 1730г притянули за уши к необьяснимому слову коломна- польский дворянский герб Колонна, утвержденный в 14веке имеет в своем гербе не менее 50 фамилий. Что в те времена было обычной практикой, начиная с Петра итд - менялись названия населенных пунктов, родословные и гербы. Все, почти, наши древние родовые гербы, срисованы с польских, причем часто без какой либо родовой связи. И у ж совсем маловероятно, чтоб у практически второй столицы Московского княжества был герб какого то беженца итальянца Карло, скорее уж какого нибудь татарина их всегда тут было много. А вот что гербы у многих городов были другие это факт.
Вот сам герб kolumna.
Вот сам герб kolumna.
Это то самое польское?
Вставлю про войну может кому будет интересно.
Мария Липатова, "Московский Комсомолец" от 13.10.2003 г.
Тайна гибели уникального коломенского бронепоезда №1 так и не раскрыта...
Вскоре после начала Великой Отечественной войны на Коломзаводе был построен мощный и хорошо вооруженный бронепоезд. Позже — еще один. Судьба второго была достаточно удачной. А вот особый бронепоезд №1 “За Сталина”, команда которого состояла на 87% из работников завода, погиб в своем первом бою под городом Гжатском (Гагарином) в октябре 1941-го. Глупо погиб, нелепо. В том страшном бою, кровавой мясорубке, полегла практически вся его команда… Вокруг инцидента осталась масса тайн и недомолвок. Еще в 1966 году ученики одной из коломенских школ под руководством своей учительницы собирали данные о бронепоезде на месте его гибели, но многого так и не узнали...
Странная история со множеством знаков вопроса. Почему мощная машина была загнана в явно заранее подготовленную немцами ловушку, где ее просто расстреляли? Куда после боя исчез командный состав? Где захоронены погибшие бойцы с бронепоезда? Кстати, машину даже не успели (?) зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии — то есть бронепоезда по документам просто не было. По этой причине выжившим в том страшном бою не выдали удостоверения участников ВОВ…
Уже в перестроечные времена (1985—1987 гг.) коломенские поисковики вновь поехали под Гагарин. Это был отряд “Дон Кихоты”, один из родоначальников нынешнего поискового движения. Расспрашивали очевидцев и участников событий осени 1941-го и аккуратно записывали все услышанное. Подобрался интереснейший архив, по крупицам восстанавливающий ход событий. Правда, это рассказы людей, в основном пожилых, — они могут считаться лишь версиями. Но ведь когда несколько версий сходится, они превращаются в факты.
Как вспоминали участники событий, бронепоезд №1 действительно был внушительной машиной — более 20 вагонов, 4 из них предназначены для личного состава. Даже баня была, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Как раз первая часть с находившимися на ее борту бойцами (порядка 100 человек) и приняла единственный бой. Состояла она из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструмента. Оснащен был бронепоезд четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами максим (еще два спаренных пулемета “ДТ” могли вести круговой обстрел), зенитными установками и т.д. Плюс винтовки бойцов и два ящика гранат-лимонок. Мощная машина. Очевидцы утверждали, что толщина брони достигала 45 мм и во время полигонных испытаний снаряды ее не брали…
Строительство поезда было завершено в рекордно короткие сроки — к 10 сентября 1941 года. В течение полутора месяцев команду готовили к ведению боевых действий, командиров набрали из числа кадровых военных, выписанных из местного госпиталя.
Что касается личного состава… в основном на бронепоезд шли добровольцами, но были и, если можно так их назвать, приглашения. В.Т.Сазонов с начала войны работал при заводе им. Куйбышева мотоциклистом. Однажды вез будущего командира бронепоезда майора Алыбина, и тот высказал пожелание иметь у себя в команде такого мотоциклиста. На следующий день Сазонова вызвали в партком и предложили записаться добровольцем, объяснив, что, если он не согласится, его все равно призовут в армию через горвоенкомат. Но Владимир Тихонович ничего против не имел. Судьба была благосклонна к нему — во время боя он оставался в базовой части бронепоезда, не участвовавшей в сражении. Он вспоминал потом, что в “резервной” команде царила странная атмосфера: никто ничего не знал. Ни о боевой задаче, ни — позже — о самом сражении… Но обо всем по порядку.
9 октября с митингом, цветами, при большом скоплении народа бронепоезд торжественно проводили на фронт. Примерной задачей его стало “выдвинуться на 174-й км (Московской ж/д, участок Можайск—Гжатск) и огнем артиллерии уничтожить скопление вражеских солдат и техники на шоссе Москва—Минск, которое в этом месте близко подходит к железной дороге” — так писала в июле 1967 года газета “Красное знамя”.
Бронепоезд вышел из Москвы в Можайск (где оставил свою базовую часть), а оттуда — прямиком на Гжатск, который уже к тому времени был занят немцами. Враги были и во всех окрестных селениях, они были повсюду. Неужели наша разведка этого не знала? Кстати, перед выходом поезда на боевую позицию командование все же отправило вперед разведчиков. В их числе был Ф.К.Черепахин, радист. Он рассказывал, что разведка проводилась на двух броневиках, выехали они из Можайска. Целью было не только оценить обстановку, но и получить в некоем штабе (?) указания насчет дальнейших действий. Наутро они оказались в районе селения Батюшково. На железной дороге бригада ремонтников спешно исправляла пути, накануне преднамеренно разобранные “чтобы немцы не прошли”. Говорили, что должен появиться какой-то поезд. И он появился. Особый бронепоезд №1 “За Сталина”. Не дождавшись окончательных сведений от своей разведки. По рации, которая была у разведгруппы, было получено сообщение: “Говорит командир бронепоезда. Я вступаю в бой”. Это было 14 (по другим сведениям — 13) октября.
Классическая версия боя выглядит так: поезд выехал на открытое место в районе 174-го км Московской ж/д — дорога находилась на приличном возвышении из-за насыпи — и попал в ловушку. С одной стороны его начали обстреливать немецкие танки, с другой — артиллерия. Мост впереди был заминирован, железнодорожные пути сзади взорваны. Блокированный, поезд отстреливался сколько мог, сильно пострадал, загорелся, и экипаж начал покидать его. Выжить удалось немногим. Те, кого немцы взяли в плен, были почти сразу же расстреляны.
Но рассказы очевидцев несколько отличаются от этой версии. Участники событий говорили о странных маневрах машины и не менее странном поведении командования. Вот как описывал бой М.Т.Фокин, бывший на бронепоезде одним из машинистов и ведший его в бой: “Когда мы выехали на открытое место у 174-го км, увидели танки. В темноте ведь не разглядишь чьи (было раннее утро). Но тут заметили идущего по шпалам старика. Остановились, спросили: кто тут? Услышали в ответ: немцы. Бронепоезд сразу же открыл пальбу. Немцы были застигнуты врасплох, но постепенно начали отвечать. Несколько танков бронепоезд поджег. Но и ему досталось. Был пробит тендер, вытекла вода, а без нее почти невозможно было двигаться. Тогда мы отошли до селения Колесники. Там у нас с Алыбиным возник спор. Я требовал вернуться в Батюшково, починиться, что возможно, и, главное, заправиться. Но командиру понравилось, как факелами пылали немецкие танки. И он, несмотря на протесты старшего машиниста, отдал приказ вновь идти на 174-й км. Я был вынужден подчиниться. Вернулись мы туда уже засветло. Немцы нас ждали, и одним из первых ударов был разбит тормозной рукав, соединяющий паровоз с платформой. Бронепоезд остановился… Затем снаряд попал в котел. Каких-то долей секунды хватило тем, кто находился в рубке, чтобы кинуться к открытым заранее дверям. Взрывной волной нас, ошпаренных, выбросило из машины”. Михаилу Трофимовичу повезло, он остался жив.
В свидетельствах некоторых очевидцев говорится о том, что бронепоезд все же выполнял свою боевую задачу, обстреливая Минское шоссе, а не только отстреливался от немцев. По одним версиям, боеприпасов хватило ненадолго и команда эвакуироваться была дана уже после их окончания, по другим — боеприпасы остались и после боя, а гитлеровцы вывозили их позже на специально подогнанном транспорте. Впрочем, последний вариант кажется менее правдоподобным, если сопоставить свидетельства.
Фигурировали в описании боя и самолеты. Вот что рассказывали жители местной деревни Петрецово А.Г.Андреев и В.В.Дмитриев: “Когда бронепоезд начал отступать в сторону Можайска, с аэродрома за деревней Фролово поднялись самолеты”. Они якобы разбомбили рельсы спереди и сзади поезда и взорвали злополучный котел. В деталях описания очевидцев расходятся, но о наличии воздушной атаки говорили многие.
Неоднократно шла речь и о некоем предательстве. Л.Р.Огульник был помощником комиссара бронепоезда по политчасти. Вот его воспоминания: “Бой проходил несколько странно. Фактически сражения не было (еще одна версия событий). Бронепоезд вывели на насыпь. Вокруг было поле с замаскированными в стогах сена вражескими танками и орудиями. Поезд почему-то остановили на этом месте, и он стал прекрасной мишенью. Начался обстрел. Комиссар Кузьмин (Кузнецов?) потом успел рассказать, что оперуполномоченный НКВД, весь в крови, подбежал к нему и крикнул: “Нас предали, комиссар! Принимай командование на себя!” Но комиссара контузило. Бойцы решили выходить через нижний люк. Комиссара вынесли на руках”. Через несколько дней он умер в Можайске.
О судьбах побывавших в том страшном бою бойцов известно немногое. Домой вернулись считанные единицы. Что стало с командиром бронепоезда майором Петром Алыбиным, также выяснить не удалось. По одной из версий, он сдался в плен вместе с боевым знаменем. Но этого никто из участников событий не видел, воспоминания опирались лишь на рассказы собратьев по несчастью. Говорили, что командир вместе с другими захваченными в плен бойцами был расстрелян немцами. Одно ясно: с места сражения он не вернулся.
В.Т.Сазонов рассказывал, что после боя на дрезине на базу вернулось пятеро спасшихся, в том числе контуженный комиссар. А на следующий день пришло еще шесть человек из боевой команды. Они были в грязи и тине. Люди рассказали, что попали в плен, но им удалось бежать. Вскоре после этого их забрал СМЕРШ (спецотдел, командир — полковник Карасик), и больше о судьбе этих шестерых выживших ничего не известно.
В команде бронепоезда было три женщины: боец Елизавета Кубышкина (за доблестный труд еще до войны она была награждена орденом Ленина), медсестра Клавдия Макарова и радистка (?) Серафима Петрухина. Все они погибли. Наиболее подробно судьбу двух из них описал Ф.К.Черепахин: “Когда поступил приказ отступать, Лиза Кубышкина это сделать отказалась, сказала, что боится. Всех, кто остался в бронепоезде, фашисты расстреляли… Клава Макарова идти не могла. Андрей Кузнецов, сварщик, взял ее на руки и отнес к лесу. Когда он положил ее на землю и снял с нее ремень, Клава сказала: “Если будут немцы, не отдавай меня, лучше убей”. Когда Андрей расстегнул ее гимнастерку, то увидел, что тело Клавы сильно ошпарено”. Клава Макарова находилась в рубке машиниста вместе с Михаилом Фокиным и сильно пострадала при взрыве котла. Что касается Лизы Кубышкиной, то версия с расстрелом кажется правдоподобной: Нина Балаболичева, местная жительница (в 1941-м ей было 11 лет), рассказывала, что видела после описываемых событий несколько трупов близ будки путевого обходчика. Среди них был труп молодой кудрявой белокурой женщины…
Захоронение поисковикам найти так и не удалось. Во всяком случае, попытки раскопов в указанных людьми местах успехом не увенчались. Местные жители рассказывали, что хоронили тогда тела и около насыпи (но ее позже перенесли, и теперь трудно что-либо там найти), и где-то на окраине Петрецова. Говорили, что на местной пашне после войны долго находили кости. Но вот чьи, неизвестно — война все перемешала. Упоминалось и о перезахоронении останков на военном кладбище в Гжатске, но сей факт документально не подтвержден. Поле под Гжатском навсегда осталось братской могилой коломенцев. Красивые там места…
Памятник. Вопрос о нем, по свидетельству краеведа В.М.Афанасьева, поднимался еще в 1967—1968 годах. Но где-то в правительственных кругах не порекомендовали этого делать “из-за какого-то предательства”.
В 80-х годах “Дон Кихоты” вновь начали пробивать идею памятника и нарисовали эскиз. Коломенский горком ВЛКСМ, возглавляемый В.М.Шкуровым (ныне — замглавы администрации Коломны), пошел навстречу ребятам, и при активной поддержке Коломенского завода и администрации г. Гагарина памятник был установлен на месте гибели особого бронепоезда №1 “За Сталина”. Сейчас мимо проносятся поезда и гудят, салютуя…
Фрагментов боевой части бронепоезда поисковики также не обнаружили. Нашли однажды какой-то проклепанный кусок и приняли за искомое. Но, как потом оказалось, это была деталь покореженного моста. Рассказывают, что останки машины увезли после войны на переплавку. А базовая часть поезда была отогнана в Коломну. Затем ее направили в Москву, на Рязанский вокзал. После долгих мытарств оставшихся в живых членов команды отправили на восстановление Коломзавода.
Сейчас из уцелевших бойцов бронепоезда в живых не осталось никого. В прошлом году умер последний участник описанных событий С.И.Глуханчиков. Он вернулся в 41-м, на базу на той самой дрезине, о которой рассказывал В.Т.Сазонов. В последнее время Сергей Иванович сильно болел и вспоминать страшный октябрь отказывался. Удостоверение участника ВОВ он так и не получил...
Да, Владимир. Крайне интересная информация.
Как интересно! Спасибо!
Друзья, краеведы!!! Есть ли какая инфа об источнике под Щербинино (возле моста) и брали ли от туда (из трубы) воду куда-либо. Население Щербинино говорит что он к святым не относится.
Скорее всего они правы, и не только щербининцы. Я не видел ни в писцовых книгах ни на картах 18, 19,20века не одного упоминания на родник или святой источник. Единственный родник в округе показан на карте Генштаба по сьемкам 1937г - справа от Федоровского по оврагу от Городни около 300м от Северки.
Владимир, большое спасибо за информацию. Узнаю еще поподробнее у местных священников. Для меня вчера на сходе в Щербинино прояснилась и еще одна загадка. Некоторое время года стоит указатель на святые источники, а затем исчезает. 99% это дело рук местных жителей, которых достали приезжие люди, ведущие на их роднике разухабистые пирушки, оставляющие мусор и прочее, прочее. Несколько раз в год они чистят это место. Сейчас поставили беседку и раздевалку, которую добрые посетители привратили в ....туалет. Как тут не скажешь о таких - цивилизованное быдло. А заходят в источник - наверное крестятся.
Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение