Аксиньинское сельское поселение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


Ступинское и Коломенское историческое краеведение

Сообщений 181 страница 210 из 302

181

Zchurin_ua написал(а):

Население Щербинино говорит что он к святым не относится.

По-моему, это бред.
Моя цитата с другого форума:

Боюсь, уже опоздала с ответом, но на будущее: есть прекрасные четыре святых источника близ сел Чиркино и Щербинино: два источника расположены под автомобильным мостом, немного не доезжая до Щербинино (один из них, который заключен в трубу освящен в честь священномученика Иоанна и преподобномученицы Анны Корнеевой), второй, в форме природной купели - царский источник, освященный в честь мученически погибшей царской семьи), один - в селе Чиркино, рядом со старинными храмами ("Всех скорбящих Радость"), четвертый - чудотворный источник Илии Пророка, расположен в лесу, недалеко от деревни Орехово.

Информация взята из местной газеты, источник заслуживает доверие.
Воду берем - отменная. И не только мы, судя по толпам, не иссякающим, кажется, никогда.

182

И вода и источники прекраснейшие. Жители жалуются, что они загаживаются набирающими воду. Набрал, намусорил и уехал. А они берут там воду, благоустраивают.

183

Zchurin_ua написал(а):

Набрал, намусорил и уехал.

o.O
Даже не представляю, КТО, ЗАЧЕМ и КАК там может намусорить? Бррр, дикие люди какие-то! Как будто не знают, КУДА они приезжают и КАКУЮ воду берут.

184

Я присутствовал на сходе жителей Щербинино и услышал такие лестные отзывы, что стало стыдно даже за себя, несколько раз купавшегося в прекрасном роднике. Но они как ни парадоксально - правы. Каждый из нас говорил бы это.

185

В наш век стали, железа, бетона и сайдинга многое из того, что мы зовём "память о предках" увядает. Так увядают деревянные цветы на окнах старинных русских городов и деревень.
Чего стоят такие ужасающие и поистине подобные леденящие душу фотографии:
http://s57.radikal.ru/i156/1007/6a/322feab1e41d.jpg
(http://http:www.kolomna-kreml.ru)
Некоторое время назад в подмосковной Коломне начал реализовываться проект  "Деревянная архитектура Коломны".
21 мая 2009 года в рамках вышеназванного проекта открылась выставка "Деревянная летопись Коломны". Это было отличное мероприятие и отличная идея, направленная на привлечение внимания общественности к проблеме сохранения деревянного зодчества города и запечатление в памяти этих ценнейших художественных и исторических элементов, - пока не все ещё снесли.
Пустившись по стопам наработанного опыта, я решила осуществить подобную работу по деревням Ступинского района.
Постепенно начала собирать материал. Разъезжаю по близлежащим деревням.
Вот что получается.
http://cs993.vkontakte.ru/u37602654/107479342/x_a24472e0.jpg
д. Ламоново
http://cs439.vkontakte.ru/u37602654/107479342/x_23a80eb3.jpg
д. Ламоново
http://cs439.vkontakte.ru/u37602654/107479342/x_9bf86469.jpg
д. Ламоново
http://www.photoshare.ru/data/47/47161/1/4ijaii-roa.jpg
д. Ламоново
http://cs439.vkontakte.ru/u37602654/107479342/x_8968953e.jpg
д. Буньково
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_27c47efa.jpg
д. Буньково
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_36577318.jpg
д. Старое
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_36577318.jpg
д. Старое
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_013cb5cb.jpg
д. Старое
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_03297654.jpg
д. Старое
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_bfe07435.jpg
д. Старое
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_dace066e.jpg
с. Чиркино
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_ec5d4fcb.jpg
с. Чиркино
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_0fc4dbfc.jpg
с. Чиркино
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_6889d2b0.jpg
с. Чиркино
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_3e6b3181.jpg
с.Чиркино
http://cs9568.vkontakte.ru/u37602654/113617988/x_541f47bd.jpg
с. Чиркино

186

Уважаемые краеведы!
А что известно о деревне Лаптевой, что входила в приход церкви села Голочелова?

187

Smile32 написал(а):

Уважаемые краеведы!
А что известно о деревне Лаптевой, что входила в приход церкви села Голочелова?

Спасибо за новую пищу для исследований! По крайней мере, лично для меня. Если у кого-то уже есть информация по этому поводу, то это вдвойне замечательно!
В данный момент изучаю работу И.В. Булгакова "Из жизни сельского духовенства: [Памяти свящ. с. Малина, Колом. уезда В.В. Булгакова]" (1901 г.), районную советскую периодику 60-80-х гг., а также работаю над большой статьей про Мещерино и вообще вотчины и владения Шереметевых в нашем и Коломенском районах.
Это просто объясненительная к паузе в этой теме. :)

188

Smile32 написал(а):

о деревне Лаптевой, что входила в приход церкви села Голочелова?

А хоть что-нибудь из нее осталось?

189

Zchurin_ua написал(а):

А хоть что-нибудь из нее осталось?

Вполне солидное по своим размерам селение. И не только по размерам.
http://s39.radikal.ru/i083/1008/17/f01d1fdf8871.jpg

190

Да, село находится в крайне живописном месте, вдали от больших дорог. И речка здесь тебе, и пруды, и лес недалеко. Судя по коровнику, здесь наверное находилось одно из отделений Аксиньинского сельскохозяйственного предприятия?

191

Zchurin_ua написал(а):

Судя по коровнику, здесь наверное находилось одно из отделений Аксиньинского сельскохозяйственного предприятия?

Я буду смотреть подробнее, но вроде бы раньше это называлось совхозом "Красная заря №1". Или это мичуринское здание было?
В физической картотеке РГБ (Ленинки) есть толщи периодики по этому совхозу. "Вечерняя Москва" в середине 30-х гг. печатала объединенное издание, посвященное этому совхозу на протяжении многих лет. Целые кипы. Пока не добралась.
В РГБ что плохо: сделал заказ, а выдачу книг в читальный зал ждешь долго, иногда часами. Поэтому всё и сразу получить там трудно, а очень хочется:).

192

Как-то по территории не логично, чтобы здесь была Красная заря.

193

Zchurin_ua написал(а):

Как-то по территории не логично, чтобы здесь была Красная заря.

Там было несколько частей. Была и "КЗ" № 3": http://forum.malino.net/index.php?act=a … &id=27

194

А "КЗ № 1" была отмечена на другой карте на сайте " Этоместо. ру". Сейчас этой карты там нет. Так что могу сказать только на память. Поэтому могу и ошибаться.

195

Да, интересная карта. Какого года? Возник вопрос - нужна инфа по Аксиньинскому сельхоз предприятию.

196

Zchurin_ua написал(а):

Возник вопрос - нужна инфа по Аксиньинскому сельхоз предприятию.

Интересно. А какая конкретно? Или вообще что-то общее, из истории?

197

Из-за грандиозных планов впереди не хочется "стопорить" тему. Публикую цитату из будущей выборки по истории Мещерино (именно: выборки; у Мещерино столь богатая история, что всего одна статья - капля в море).

198

Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский.
"Россия" полное географическое описание нашего отечества, настольная и дорожная книга для наших людей", Изд. А.Ф. Девриена, 1899, т. 1.
http://s004.radikal.ru/i205/1008/09/e5a18e741a74.jpg

"В окрестностях Коломны находятся ещё два селения, имеющие историческое значение как древние вотчины знаменитого боярского рода Шереметевых. … Другая вотчина Шереметевых – село Мещерино, находится в 23 верстах к западу от Коломны, на реке Северке и имеет до 1 200 жителей. Под именем Мещерки оно упоминается в духовном завещании  Дмитрия Донского, но в XVII в. уже принадлежало Шереметевым, которые и построили здешнюю церковь. Граф Борис Петрович Шереметев любил отдыхать здесь от своих трудов и построил для себя против церкви двухэтажный дом. По сторонам его возвышались две высокие каменные башни, а на его крыше находилась конная статуя Петра Великого. В 1764-1765 г. в этом дворце принимал императрицу Екатерину II граф Петр Борисович Шереметев. По особому вниманию, с которым гр. Борис Петрович Шереметев относился к своим коломенским вотчинам (особенно к селу Мещерино), можно заключить, что они были дороги ему по воспоминаниям детства, и что они были той настоящей колыбелью Шереметевых, где многие из наиболее прославившихся членов этого рода если не родились, то, по крайней мере, проводили свои детские и юношеские годы".

199

Таня, это уж слишком. Ты просто балуешь нас такой, доселе неизвестной информацией. Крайне редкой. Приятно жить на столь знаменитой земле. Удивительно, что в Мещерино жило 1200 душ. Какие исторические личности!!!! С нетерпением жду более подробной информации. Большое тебе спасибо. Думаю твоя инфа будет многим полезна.

200

Описание дорог Коломенского уезда (1900г.)
(Сборник статистических сведеній по дорожному делу Московской губерніи, 1900, Московская губернская земская управа)

http://s39.radikal.ru/i084/1010/74/cfa44648abdct.jpg

http://s59.radikal.ru/i165/1010/2a/487c474ae63ct.jpg

http://s005.radikal.ru/i209/1010/e0/d0c9cfc0e653t.jpg

http://s39.radikal.ru/i084/1010/30/26965502c820t.jpg

http://s55.radikal.ru/i149/1010/0f/9ccbbe42d849t.jpg

http://s40.radikal.ru/i088/1010/83/4712bf9de965t.jpg
P.S. Есть информация и по Малинскому тракту, который, признаюсь, лично меня давно уже интересовал.
Чуть позже покажу материалы из журналов земских собраний уезда.

201

Таня, прочитал с интересом.

202

ЖЗЛ
Ермаковы: миллионеры из Мещерино
Удивляешься тому, что всё-таки бывают на свете такие люди: имея способность приобрести солидный капитал, они умеют при этом делиться им с другими. Кажется, что такое противоестественно. Но такое было и бывает. И ведь не зря Элеонора Рузвельт говорила, что если бы жизнь была предсказуемой, она перестала бы быть жизнью и потеряла бы вкус.
Дело отцов.
Предприниматели Ермаковы родом из крепостных, из села Мещерино Коломенского уезда. Отец Флора, Яков, вместе со своим братом Кириллом,  в основал в этом селе ткацкую фабрику, ставшую к сер. XIX в. крупнейшей в Подмосковье. Дело пошло, продукция имела большой успех, к 1818 году Ермаковы считались самыми богатыми людьми Коломенского уезда (В. Ярхо, ст."Промышленные магнаты — эмигранты - лишенцы.О русских семейных фирмах XIX в."), что и позволило впоследствии, в 1838 г., выкупиться у графа Шереметева из крепостных, который сдавал им в аренду свой старый дом, а затем и купить само село Мещерино.
А начиналось всё с барской мельницы в с. Мещерино, которую Яков с тремя другими братьями - Кириллом, Семеном и Ионой - арендовал на Северке, близ которой и выросла в будущем фабрика. В селе было две фабрики: "старая", которая осталась за Семеном и Ионой, и "новая", рядышком - Якова и Кирилла.
В "Указателе селений" 1852 г. фабрика Ермакова упоминается так: "2 ситценабивные фабрики купцов Ермакова и Степанова".
К 1840-м гг. Ермаковы перебрались в Москву, основав ситценабивную и красильную фабрику за Трёхгорной заставой в Москве, в которой и начал свою трудовую деятельность юный Флор Ермаков. Яков также был и старостой московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.
http://resurrection-uspvr.narod.ru/079-3.jpg
http://resurrection-uspvr.narod.ru
В середине 40-х гг. XIX в. Яков организовал торговый дом "Яков Ермаков с сыновьями", который предлагал  "бумажный товар" в Москве, на Никольской улице, в Чижовском подворье.
http://www.oldmos.ru/upload/photos/b/f/a/500_bfa15182eeffe6bc3ccda41f7da8d0b7.jpg
На Чижовском подворье
http://www.oldmos.ru/
Ситец Ермаковых производился качественно, на английском оборудовании; он приобрел народную славу и собственное имя — «ермак». По словам В. Ярхо, "слава о продукции этой семейной фирмы достигла даже отдалённых уголков Сибири, где северные племена расплачивались за куски «ермака» пушниной".
Флор Ермаков.
Флор родился в 1815 г. в с. Мещерино Коломенского уезда. Образования, будучи крестьянским сыном, не получил, его школой стал завод на Трехгорке.
Он успешно продолжал семейное дело, имел две фабрики в Москве: старую, на Трехгорке, и шерстяную и камвольную фабрику в Сокольниках, а также текстильную фабрику в Вышнем Волочке, которую продал в 1888 г. фабрикантам Прохоровым - основателям знаменитой Трехгорной мануфактуры.
Помимо прочего, имел недвижимость в Москве и Петербурге.
Так получилось, что скончались отец, дядя, брат Александр... К 1880-м гг. Флор остался один во главе бизнеса. Этот момент можно считать поворотным в судьбе промышленника, поскольку после смертей своих близких - родителей, брата, своих двоих детей, жены - Флор стал заметное внимание уделять благотворительности. Всего считается, что на эти цели ушло около 3 млн. рублей - и сейчас немалая сумма, а по тем временам - огромное состояние.
В 1876 г. предприниматель закрывает фабрику в Сокольниках, перестраивает здание и открывает в нём Ермаковскую богадельню для призрения около 1 тыс. человек из крестьянского сословия  (Александровское отделение). До революции ближайшую к богадельне улицу в память об этом событии называли Ермаковской. В 1889 г. похожая участь постигла и вторую московскую фабрику за Трехгорной заставой (Мариинское отделение) - и здесь была устроена богадельня. Для содержания обеих богаделен предоставил средства, получаемые от доходных домов в Москве и Петербурге, а также от лесной дачи при селе Тешилово Дмитровского уезда Московской губернии. В 1890 г. Флор Ермаков пожертвовал средства Московскому городскому общественному управлению, в частности 300 тыс. рублей на призрение душевнобольных (в 1896 г. устроено Ермаковское отделение на 100 человек в Алексеевской психиатрической больнице - знаменитой "Канатчиковой даче"). На капиталы, поступившие Московскому городскому общественному управлению по духовному завещанию Ермакова, в соответствии с его волей открыты "ночлежные дома для рабочего населения Москвы" (1909 г.).
http://www.oldmos.ru/upload/photos/0/7/f/800_07f1c2002fd0ffa2357998ed3e16463e.jpg
Ночлежный дом в Орликовом переулке.
http://www.oldmos.ru/
В 1890 г. Ермаков передает тюремному ведомству построенный и содержавшийся им дом для семей лиц, ссылавшихся в Сибирь по судебным приговорам, а затем, в 1893 г. в своем собственном доме на Новой Басманной улице открывает бесплатную народную столовую на 500 человек. В этом доме до самой смерти промышленника на его иждивении проживало до 200 монахинь провинциальных монастырей, пришедших в Москву для сбора пожертвований.
Государство и общество ценили благородные деяния Флора Яковлевича Ермакова, за что в 1890 г. приобрел звание действительного статского советника, что в соответствии с "Табелью о рангах" являлось весьма уважаемым и престижным, а чуть позже был награжден золотою медалью на Анненской ленте.
Ко всему прочему, этот выходец из крепостных крестьян, в 1877 г. получил дворянство.
За 2 года до своей смерти, последовавшей в 1895 г., Ф.Я. Ермаков в собственном доме на Новой Басманной в Москве, открыл народную столовую, где ежедневно получали бесплатный обед до 500 человек.
После своей смерти Ермаков завещал раздать "на помин души" для бедных и нищих, а также в бедные церкви и монастыри около 3, 5 млн. рублей. Сумма была очень большой, у властей возникли опасения, что может произойти катастрофа посерьезнее Ходынской. Кабинет министров разрешил вдове Флора Ермакова, Екатерине Корнильевне, изменить завещание: 888 тыс. руб. она получила сама на благотворительные нужды (построив в том числе и храм великомученицы Екатерины села Рахманово), 250 тыс. руб. разошлись бедным родственникам, а 100 тыс. руб. выделено для создания капитала на раздачу пособий бедным невестам крестьянского, мещанского и ремесленного сословий. Еще 800 тыс. руб. было выделено для устройства ремесленного училища, о котором речь пойдет ниже, и столько же - попечителям Хитрова рынка на создание ночлежных домов.
Капиталы Флора Яковлевича были вложены и в народное образование. Наиболее крупная доля (свыше 1 млн. рублей) израсходована на строительство и оборудование ремесленного училища им. Ф.Я. Ермакова, которое было открыто посмертно, в 1907, в специально построенном здании на Пречистенской набережной. Сейчас это Московский энергетический техникум.
http://www.oldmos.ru/upload/photos/6/e/a/800_6ea8bf583537d3b50711acea8235ccbb.jpg
Московский энергетический техникум, приблизительно 1926 г.
http://www.oldmos.ru/
Ермаковы и Мещерино.
Не забывали известные и богатые купцы и о своей малой родине.
Благодаря средствам Якова Ермакова к 1845 году была перестроена и расширена трапезная Рождественского храма села с устройством фамильного склепа, где в 1855 г. была похоронена его жена – Прасковья Ивановна Ермакова (см."Провинциальный некрополь"). В 1850 г. была возведена трехъярусная колокольня, а позднее с западной стороны было пристроено здание Мещеринской богадельни с Введенским и Всехсвятским приделами, выстроенные из кирпича и камня того самого, уже разобранного к тому времени господского дома, который когда-то Шереметев сдавал в аренду Ермаковым. На эти средства храм был расписан, были установлены новые придельные иконостасы в стиле классицизма. На средства Ермаковых приобретена новая церковная утварь.
http://old.mesherino.orthodoxy.ru/foto/arhiv/003.jpg

http://old.mesherino.orthodoxy.ru/foto/arhiv/002.jpg

http://old.mesherino.orthodoxy.ru/foto/arhiv/001.jpg

Рождественский храм в Мещерино, 1990 г.
Сайт - источник: http://old.mesherino.orthodoxy.ru

----------
Иногда задумываешься: а зачем земля рождает таких людей? Для чего?
Наверное, для того чтобы лишний раз напомнить всем нам о том, что чем больше тебе дается Богом, тем легче и приятнее это отдавать нуждающимся. Это простое жизненное правило хорошо усвоили купцы 1-й гильдии и промышленники Ермаковы из села Мещерино Коломенского уезда.

203

Торговая характеристика Коломенского уезда

http://s59.radikal.ru/i165/1101/0c/5be0a826454ct.jpg

http://i052.radikal.ru/1101/23/7288c164f064t.jpg

204


1953 год. Фильм о молодом городе Ступино.
Фильм о Ступино. Источник: http://www.stupino.info/

205

Шикарный фильм. Наверное некоторые посетители детского сада себя могут узнать. Многие здания узнаваемы. Но город и сейчас также чист и опрятен.

206

Zchurin_ua написал(а):

Но город и сейчас также чист и опрятен.

Что приятно поражает при посещении Ступино. помню свои первые впечатления от города: чистенький, опрятный, аккуратный, уютный... Здесь нет кремлей, огромных усадеб, зато есть прямо-таки немецкая респектабельность и пунктуальность, что не может не подкупить и не влюбить в себя.

207

По крайней мере снег на улицах очищается в положенные сроки, в отличии от других городов Подмосковья.

208

Городская территория тут добавить нечего.

209

В чем существенный плюс и отличие Ступино от некоторых других подмосковных городов.

210

Нашла интересную свежую статью о церкви села Акатьево Коломенского района.
"Региональные вести": http://reg-vesti.ru/archives/1303
Опубликовано: 29 Январь 2010.

Однажды в Акатьеве исчезла церковь...
Когда мы начали выяснять подробности об одной акатьевской легенде, обнаружилось, что в селе этом поэтических фантастических сказаний так много, что, куда не глянь, обязательно наткнёшься на что-нибудь подобное – загадочное и интересное. Вот взять хотя бы название села. Некоторые читатели наверняка подумают: Акатьево стоит на Оке, вот вам и объяснение. А вот акатьевские старожилы говорят, что село изначально появилось на острове, со всех сторон омываемом, как бы «окатываемом» водами Оки. В какой-то момент река изменила направление, присоединив остров к остальной части суши и оставив после себя глубокие овраги. А название осталось. Есть и ещё интересная версия: будто в летописной повести о Куликовской битве среди крупнейших военачальников, павших в бою, упоминается Тимофей Акатьевич. Вполне возможно, что Акатьево принадлежало отцу этого воеводы, который и увековечил своё имя в названии населённого пункта.
Таинственное исчезновение церкви
102-летняя жительница Акатьева (Коломенский район), Анна Лукашина в 2004 г. рассказала работникам местной библиотеки историю о том, что несколько веков назад между сёлами Васильево и Жилёво была церковь, большая и красивая. Однажды ночью на Пасху пришли люди в тот храм, а наутро обнаружилось, что исчезла и церковь, и молящиеся. Как сквозь землю провалились!
Больше старушка ничего не смогла рассказать по этому поводу. Нет и описания церкви, и уж тем более её изображений. «Большая и красивая». И всё.
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_6405.jpg
– Я посчитала, что это могло случиться приблизительно в 1574 г., ведь Анна Лукашина эту историю услышала от прапрапрадеда, – рассказала директор сельской библиотеки Виктория Захарова.
– Мы собирали материал для книги об Акатьеве и много общались со старожилами, – вспоминает библиотекарь Валентина Дворова. – Эта история очень нас удивила. Ведь раньше мы ни о чём подобном не слышали. Сначала даже не поверили, но потом слова Анны Лукашиной стали подтверждать другие жители села, и нам ничего не оставалось, как признать, что такое действительно могло случиться несколько веков назад.
Тем более что в середине 40-х гг. прошлого века в Акатьево приезжали геологи, которые подтвердили: место болотистое, зыбкое…
Отец Александр, настоятель храма Воскресения Христова в Васильеве:
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_9020.jpg
– Видимо, какой-то храм там действительно был. Возможно, что его затопило, когда течение реки изменило направление. Не исключено, что это была никакая не церковь, а монастырь, который по какой-то причине покинули монахи, и который со временем разрушился. И, наконец, эта легенда может вообще не иметь под собой реальных оснований. Дело в том, что храмы и раньше уходили под землю – случаи такие известны на Руси. Так что это вполне могло произойти в другом месте, а до Акатьева дошло с людской молвой.
Кстати, о похожей легенде «РВ» писали в прошлом году – о церкви в Оленьем вражке в Запрудах.
Говорят, в прошлом году в Акатьеве, близ места, где, по легенде, таинственно исчез храм, велись раскопки, в результате которых на глубине 40 см был обнаружен крестик и серебряные пуговицы.
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_6413.jpg
Новая церковь
Примерно через 150 лет после того, как не стало в Акатьеве церкви, в 1712 г., в соседнем селе Васильеве тщанием прихожан началось строительство новой церкви, получившей название Обновления храма Воскресения Христова (подробную информацию об этом можно прочитать в книге «Краткие сведения о всех церквях Московской епархии», 1874 г.). На протяжении последующих столетий храм постоянно обновлялся и достраивался.
Вот что помнят о нём местные жители: «Церковный ансамбль включал в себя церковь и впритык к ней колокольню с высоким шпилем. Внешне церковь казалась двухэтажной. Высокие окна, над ними полукружья – арки. Издалека был виден её высокий двухцветный четверик с куполом и единственной главкой. С запада к церкви примыкала небольшая колокольня с крупным верхним ярусом, с колоннами, карнизом и куполом, увенчанным высоким шпилем. С севера к летней церкви был пристроен предел во имя святителя Николая».
Кто задумал васильевскую церковь именно такой, неизвестно. Но, по оценкам специалистов, подобных изящных храмов на Руси было немного. В 30-е гг. XX в. богатая церковь была разграблена и разрушена, сейчас от неё осталась лишь одна стена и фрагмент пола, но по сохранившейся мозаике и по кускам белокаменных украшений можно судить, что за красавица была та церковь.
– Я училась в васильевской школе, которая как раз находилась рядом с храмом, – вспоминает Валентина Дворова. – Это было в 1945 г. На переменах мы часто играли в прятки в полуразрушенном здании, взбегали по лестнице на колокольню (позже её тоже разобрали). И, я помню, наверху нам всегда слышался какой-то гул – такой пронзительный, тревожный. Может быть, это был ветер, а может, ещё что – сказать трудно.
Местные жители передали фотографию васильевской церкви в библиотеку, где она до сих пор и хранится – как напоминание об архитектурном памятнике прошлого, оставившем глубокий след в сердцах людей.
По реке плыла икона…
Это тоже одна из древних акатьевских легенд. Вот что рассказывают местные жители: «Икона Казанской Божьей Матери явилась на реке Оке. Плыла во время половодья. Первыми увидели её бурлаки, которые в этот момент тянули баржу. Остановились передохнуть и смотрят: ба-а, по реке икона плывёт! Торжественно, с крестным ходом, отнесли её жители села в церковь и поместили в правой части, у южного входа. В храме около неё всегда горела неугасимая лампада, и праздник в честь Казанского образа почитался наравне с престольным».
– Когда именно явилась на реке икона, неизвестно, – комментирует Виктория Захарова. – Единственный наш временной ориентир – бурлаки, их труд был особенно распространён в XVII–XVIII вв.
Каменный брод
И уж совсем загадочная акатьевская легенда связана с периодом татаро-монгольского нашествия. Якобы задумали враги пересечь Оку с той стороны, где в неё впадает Осётр. Никакого моста в том месте, разумеется, не было. Как перебраться? Говорят, что каждый воин принёс с собой к реке по камню. Из них сделали брод, по которому и перешли реку. С тех самых пор дно кое-где почти идеально ровное.
– В тех местах река очень глубокая, брод есть, но немного выше, – не подтверждает и не опровергает, а, скорее, рассуждает библиотекарь Валентина Дворова. – Если и несли туда камни, то сколько же нужно было их положить на дно, чтобы сделать переход?! Может быть, это было где-то в районе Зиновьева, там река как раз сужается… К сожалению, никакой информации, подтверждающей эту легенду, у нас пока нет.
А может быть, она есть у наших читателей?

Приглашаем вас принять участие в подготовке материалов для рубрики «Охотники за легендами». Если вы знаете что-то интересное, необычное, загадочное о нашем регионе, пишите на regvesti@pochta.ru
P.S. «Региональные вести» благодарны сотрудникам акатевской сельской библиотеки и настоятелю церкви в Васильеве за помощь в подготовке публикации.


Вы здесь » Аксиньинское сельское поселение » Культура. » Ступинское и Коломенское историческое краеведение


создать свой форум бесплатно