326 ЛЕТ ФАМИЛИИ ЖИЖИМОНТОВЫХ   (Статья предоставлена и размещается с разрешения жителя в/г Мещерино-1, офицера Игоря Жижимонтова, упомянутого в ней)

С В.В. Жижимонтовым мне довелось работать в городском парке культуры и отдыха, когда Владимир Васильевич, кадровый военный, в 1961 году в звании гвардии подполковника ушел в запас и, вернувшись в родной город, стал директором парка.
Великую Отечественную он прошел от "звонка до звонка": первый бой - 23 июня 1941 года на западной границе, победу встретил под Прагой. Награжден тремя боевыми орденами и шестнадцатью медалями. На службе был 27 лет. На "гражданке", став директором парка, с головой ушел в работу, сделал парк настоящим местом и культуры, и отдыха. Парк, замечу я, был тогда не чета сегодняшнему. Прекрасный читальный зал, бильярдная, очень популярная у горожан городошная площадка, новые аттракционы. Наконец, деревянная танцплощадка, ставшая местом знакомств для многих александровцев, а, помнится, когда ее ломали, увидели, что все внутренние столбы, стоявшие в постоянной сырости, от низа до верха облеплены опятами, их собирали жители окрестных улиц. Именно тогда парку повысили категорию, а от нее ведь и штат зависит, и зарплата. С крупным, волевым лицом, Владимир Васильевич был скромным человеком, не любившим распространяться о себе. Слышал я, что он из древнего ремесленного рода, имеет даже отношение к гербу города Александрова, в котором молот и наковальня. Но это были отрывочные, скудные знания. А между тем...
Александровская слобода славилась своими мастерами - кузнецами, чеканщиками, литейщиками.
В "Писцовой книге Александровской слободы" 1677 года содержится перечень мастеровых людей того времени. Вот выдержка из нее: "Лучка Степанов сын - котельник; Сенька Гаврилов сын Жижимонтов - кузнец; Петрушка Нестеров - кузнец; Петрушка Потапов сын - серебряник; Лукашка Тимофеев сын Лысков - кузнец; у него в учениках Ивашко Семенов; Ганька Тимофеев сын Лысков - кузнец; Митька Артемьев сын Быков, у него детей Ивашко да Ивашко ж, да Алешка - делают кузнечное; Анисимка Федотов - кузнец; Тишка Андреев сын Модин - кузнец; Ганька Макаров - кузнец; Ивашко Афанасьев - делает кузнечное; Гришка Иванов сын Бояркин - делает кузнечное; Парашка Кириллов - кузнец; Петрушка Яковлев сын Куделя - кузнец; Федька Никитин сын Шалдыбалда - кузнец; Ивашка и Матюшка Васильевы дети - котельники; Гаврилко Кириллов - кузнец...
Да под городом у реки Серы 22 кузницы".
Уверен, что в этом списке есть далекие предки сегодняшних Макаровых, Федотовых, Афанасьевых, Кирилловых, но корни их потерялись. Буквально в последнем столетии. Ведь в конце восемнадцатого века в Александрове было уже 43 кузницы, в девятнадцатом - до пятидесяти. Кузнечное дело пошло на спад в начале двадцатого века, когда на смену кустарям - одиночкам пришло промышленное производство, и окончательно стали исчезать после революции.
Память о Жижимонтовых-кузнецах сохранилась, пожалуй, за счет редкости фамилии. В самом деле, откуда среди Нестеровых, Тимофеевых и т.д. вдруг являются Жижимонтовы?
На этот счет есть свои версии, опирающиеся на предания и легенды. Вот какую приводит в своем очерке "Дом Жижимонтовых" Николай Петров (журнал "Знамя",  10, 1982).
...Стремясь развивать промыслы, Иван Грозный выписывал из-за границы мастеров, умеющих ковать мечи, секиры, лить пушки. Был среди этих мастеров высоченный огненноволосый кузнец Жижи из Франции. За высоченный рост его называли Жижи-гора - Жижи-monte (Жижи-монт). От него и пошел род Жижимонтовых. И, действительно, все Жижимонтовы, вплоть до наших дней, - рыжеволосые.
Три года назад в Александров приезжал французский профессор Жан Радвани, изучающий Россию. И попросил встречи с Виталием Владимировичем Жижимонтовым, тоже кадровым военным (кстати, как и старший брат Игорь). Виталий Владимирович приехал в Александров из Ташкента, дослуживал в воинской части в Александрове, в 1990 году, в звании подполковника, ушел в запас. Сейчас он единственный хранитель в Александрове живой памяти рода. Ведет генеалогию рода, начиная с прапрабабушки Анисьи Григорьевны (сохранилась, кстати, семейная фотография примерно 1908 года, имеется она и в музее-заповеднике "Александровская слобода"). А вообще-то счет ведет с 1677 года, с той самой "Писцовой книги". Так что фамилии Жижимонтовых, по документальным источникам, уже 326 лет. Генеалогическое древо рода Жижимонтовых весьма развесисто, рассказывать обо всех его ветках в газетном варианте дело безнадежное - их десятки.
Но об одном факте упомянуть стоит. После революции Жижимонтовы вместе с соседями - кузнецами вначале в артель объединились. Построили для артели большую кирпичную кузницу. Кузница работала, пока ее не поглотил строящийся радиозавод. Впоследствии в ней футляры для телевизоров выпускали. Помещение бывшей кузницы сохранилось и сейчас - в нем магазин хозяйственных товаров "Купеческий". Как говорится, другие времена - другие стили.
Кузнецы продолжали работать в артели "Металлист", растекались по другим предприятиям города.
Не все возвращались с Великой Отечественной войны, в том числе, конечно, из рода Жижимонтовых. Вдовы, бывало, создавали новые семьи, род давал боковые побеги, становясь все кустистей и кустистей.
Так вот, профессор Радвани, прекрасно владеющий русским языком, долго беседовал с рыжеволосым россиянином, сказал, что во Франции есть гора, семантически связанная с основой "жижи", обещал покопаться, поисследовать, сообщить результаты. Виталий Владимирович скоро уж три года, как ждет обещанного. Видимо, и для профессора это большая глубина - средневековье.
А Виталий Владимирович продолжает дело отца. Оказывается, Владимир Васильевич писал историю своей родной улицы. Она так и называлась - "История моей улицы".
"Улица моя - не та, на которой живу, - писал Владимир Васильевич, - а та, на которой родился. После революции и вплоть до конца Великой Отечественной войны называлась Кузнечной, так как на ней жило много семей кузнецов - кустарей. Прежде же она называлась Дворянской, потому что на ней, по преданию, жила дворня Ивана Грозного, а потом дворовый люд Успенского монастыря.
Жили на улице кузнецы Жижимонтовы - отец Алексей Павлович, мать Татьяна Андреевна, пять сыновей и четыре дочери, а всего вместе с другими родственниками шестнадцать человек.
Жили еще кузнецы Грунины - Егор Павлович и Сергей Павлович - родные братья с семьями.
Столяры-бондари Слоистовы. Отец - Георгий Лаврентьевич и два сына - Николай и Сергей. Николай погиб на войне, Сергею же сейчас 82 года, он работает в ГПТУ-4.
Каретник Хамов Михаил - мастер известный, ремонтировал кареты на рессорном и резиновом ходу.
Портнихи Слоистовы, одна Мария, а как звали вторую, сейчас уже никто не помнит.
Жили также другие рабочие-кустари и работавшие на здешних заводах, но установить многие фамилии сейчас не представляется возможным.
Жили и представители интеллигенции: Гуло - председатель РИКа, умер сравнительно не давно в Москве; Филимонов - адвокат городской управы; Медведев - контролер на железнодорожном узле; Михайлов и Страхов - бухгалтеры; Ивановский - врач".
Какие на первый взгляд, казалось бы, незначительные подробности! Но это - история, хотя бы и одной улицы.
- Отец был скрупулезным, методичным, природно добросовестным человеком, - говорит Виталий Владимирович. - Он умер в 1989 году и не успел закончить свою "Историю". Буду продолжать ее в меру своих сил.
Одна из забот Виталия Владимировича - название улицы. Сейчас это улица Зои Космодемьянской. Разумеется, Виталий Владимирович не имеет ничего против самой героини. Просто он "за" историческую справедливость и целесообразность. Между прочим, в соседнем Карабанове есть улица Жижимонтова. Были в древнем роду и представители другой александровской профессии. В честь ткача Жижимонтова, организатора первых комсомольских ячеек, и названа улица в Карабанове. Виталий Владимирович ратует за то, чтобы возвратить улице Зои Космодемьянской прежне название - Кузнечная. В память александровского работного люда, "создавшего" и герб города.
В. АЛЕШИН.